ОтСлушка с Александром Арляповым - ЗЕМФИРА "Спасибо"

ЗЕМФИРА "Спасибо" (ИД Коммерсант, 2007) Больше всего сейчас многочисленные комментаторы и рецензенты уделяют внимание не столько самому новому альбому Земфиры, сколько "скандальности" или "революционности" способа его распространения (акцент зависит от личной позиции или степени ангажированности). Мы, пожалуй, вообще не будем заострять на этом внимание. Ибо сам по себе альбом достоин подробного разговора (а то и "разбора" на "круглом столе", как поступили в журнале "Афиша"). Концептуальным альбом назвать довольно сложно, уж больно он напоминает нагромождение разных творческих набросков и соединение разных подходов. И если в разнице стилистических метод на "Вендетте" ощущалась концепция - то здесь её попросту нет. Может, оттого, что нет некоего цементирующего начала в виде конкретной фигуры саунд-продюсера - уровня того же Вдовина. Новый клавишник Дмитрий Шуров (Esthetic Education) полностью стать таковым не смог, хотя на саунд повлиял кардинальнейшим образом - клавиш на альбоме много: пианино штатно прописалось почти везде и тянет на себя аранжировочное "одеяло" как магнит под компасом. Так или иначе - это явно новая страница в истории саунда Земфира. Что ещё сразу бросается в глаза - так это довольно явная разность песен, их даже можно как бы поделить на отдельные блоки. У иных - ярко выраженное ретро-влияние (особенно часто на ум приходят Queen). Но самым неожиданным стал блок песен, так сказать, шансонного звучания. Первые намёки на это проявились ещё в предшествовавшем альбому радиосингле "Мальчик". Идущие следом "Господа" и "Я Полюбила Вас" продолжают эту клавишно-кабареточную линию, которая несмотря на все танго и прочие изыски, отсылает всё же не к Марлен Дитрих или Лайзе Минелли, а скорее к Людмиле Гурченко, или вовсе к кабацкому шансону. Земфира во всём максимальна - если той же Сургановой в сходной стихии удавалось балансировать "на грани", то здесь чувствуется некий перехлёст. Поэзия ныне тоже неровная весьма: по крайней мере, строчки про "сегодня пятница - Москва колбасится" или "бери "Шанель", пошли домой" меня несколько покоробили. Несправедливо, однако, не сказать, что на "Спасибо" есть и потрясающие вещи. "Возьми меня" - трогательная, медленная и красивая композиция. "В метро" - своеобразное исключение из правил, в котором клавишная и вокальная взвинченность кажутся оправданными. Абсолютным шедевром представляется взрывная "Снег Начнётся" с очень вкусной и затейливой аранжировкой и отличным басовым рефреном, а также чуть ли не единственным гитарным соло на альбоме. Сама Земфира не отрицает влияния музыки 70-х и тех же Queen, а о новом альбоме выразилась следующим образом: "Этот альбом - отражение меня сегодняшней". "Мне стукнуло тридцать, в результате некоторых внутренних бурь я многое поняла. Да альбом очень позитивный! Если "Вендетта" была неспокойной, я что-то искала, то здесь нашла. Взаимосвязь между этими альбомами как между альбомами Queen "A Day At The Races" и "A Night At The Opera". Период непонимания период понимания".