Умрет ли компакт-диск?

Столбик, по сути – та же колонка. Почему столбик, спросите вы? Да потому, что слово колонка уже, скажем так, несколько избито и заезжено. Есть несколько архаичное понятие «столбцы», применяемое в вёрстке. Есть выражение «посчитать в столбик». Есть, наконец, фраза «двигаться от столба к столбу». Чем-то таким и будет заниматься автор «Столбика»: заполнять столбцы рассуждениями о тех событиях культурной жизни, которые произвели на него впечатление, подсчитывая «столбиком» их достоинства и недостатки; и двигаться от столбика к столбику, помечая своими репликами территорию культуры, шоу-бизнеса и прочего арта. Ударим нашим «Столбиком» по бескультурью и пресловутым «лени и нелюбопытности» сограждан! Умрет ли компакт-диск? В последнее время кругом только и разговоров, что о прогнозируемой всеми, кому не лень, скорой «цифровой революции» и смерти компакт-дисков (а заодно и DVD) как носителя информации. То есть подобные мнения – не новость, они идут ровно то время, что мир обрёл пресловутый mp3 формат. Индустрия шоу-бизнеса пыталась воевать, лейблы и даже отдельные музыканты подавали в суд, правоохранители жёстко преследовали «Интернет-пиратов». Какие ресурсы закрывались, открывались другие. В конце концов, наступило некое затишье: с одной стороны, многие лейблы нашли варианты с легальной продажей музыки через инет, с другой – многие меломаны всё-таки пришли к выводу, что скачанная из сети музыка с маленьким битрейтом куда хуже старого доброго компакта по качеству. Последний финт ушами преподнесла группа Radiohead, выпустившая свой новый альбом "In Rainbows” в начале октября исключительно в сети, да ещё революционным образом предложившая поклонникам самим устанавливать цену на него при скачивании. Согласно статистике, покупатели в среднем платили по четыре фунта, то есть общий доход за первые два дня реализации составил 4,8 миллиона фунтов. Гитарист группы Эд О’Брайен уже как-то заявлял в интервью, что «утечки альбомов в сеть будут происходить до того дня, когда появится возможность, закончив запись пластинки, прямо в студии нажать нужную кнопку и выложить новые песни в Интернет». Теперь группа решила сама приблизить наступление этого «светлого завтра». Причём, надо отметить, произвела впечатление, как на коллег, так и на представителей музыкальной индустрии. Их примеру собрались последовать Oasis, Jamiroquai, Nine Inch Nails, Madness и The Charlatans – они тоже предполагают выложить новые альбомы в сеть и предложить пользователям самим устанавливать цену. В то же время новый глава EMI Гай Хэндз разослал сотрудникам письмо, призывающее исследовать возможности, которые Интернет открывает для продвижения новой музыки. В общем, шороху «Радиоголовы» наделали немаленького, обеспечив профильной прессе массу разговоров. Тот же журнал «Афиша» смело вынес на обложку одного их номеров заголовок «Radiohead: конец музыкальной индустрии». Правда, тут выяснилось, что все наблюдатели слегка поспешили с прогнозами. Менеджеры группы справедливо рассудили, что как бы хороши не были продажи через Интернет, продажи его же на CD, скорее всего, составят ещё большие цифры (особенно после всего этого неслабого пиара). В результате уже объявлено, что группа заключила контракт с лейблом XL Recordings, в рамках которого "In Rainbows" будет издан на физических носителях. Кстати, именно эта компания издавала в 2005 году "The Eraser", сольный альбом Тома Йорка, лидера и вокалиста Radiohead. Тем временем, у прессы появился новый информационный повод порассуждать о «смерти CD»: британский офис компании Universal в ближайшее время планирует начать промышленный выпуск синглов и альбомов на USB-флэшках. Роль пионеров на этом поприще досталась английской группе Keane. Их сингл «The Night Sky», записанный музыкантами в рамках благотворительной кампании War Child, выпущен 29 октября на USB-носителе. Цена USB-синглов составит 4.99 фунтов стерлингов, что гораздо дороже обычного сингла, цена которого составляет 2.99 фунтов стерлингов. Однако продавцы рассчитывают на то, что покупателей привлечет наличие на сингле мультимедийных дополнений и бонус в виде дополнительной памяти на устройстве. К концу года Universal планируют перейти и на релиз USB-альбомов. В частности, на флэшках будут представлены новые альбомы певицы Эми Уайнхаус и рэпера Кэйни Уэста. Звучит, конечно, немного фантастично – альбом на флэшке! «У меня тут полный карман альбомов». Есть, правда, помимо отличного звука и наличия разнообразных бонусов, ещё одна немаловажная для меломана-коллекционера деталь – оформление. Когда-то многим пришлось привыкать к книжечкам компакт-дисков после огромных концертов виниловых пластинок. Впоследствии дизайнерские ухищрения в виде диги-паков, многостраничных буклетов с грандиозным оформлением и прочего даже переплюнули времена винила. Представить шикарное коллекционное оформление флэшки пока несколько затруднительно. На самом деле, сейчас сложно сказать, отомрёт ли компакт-диск и если да, то, как скоро. Всё-таки пример винила, который выжил, хоть и стал уделом упёртых филофонистов и многочисленных диджеев, говорит об обратном. Для огромной массы коллекционеров музыки важно не просто наличие файла в компьютере, а возможность «подержать в руках» этот самый альбом или сингл, полистать его буклет. И тут уже речь идёт не столько о носителях, сколько о том, отомрёт ли сама по себе «альбомная культура» в современной музыке, уступив место культуре отдельных файлов-композиций.