Прошедший год окидывая взором (часть первая)

Ушедший 2007-ой был годом непростым, сложным и противоречивым. Оставив в стороне политически около-выборные баталии, экономику, международное положение и прочие социальную суету сует, сосредоточимся на всём интересном, что происходило с культурой, искусством и прочим, так сказать, энтертэйнментом. В музыке ушедший год ещё раз подтвердил жизнеспособность формулы "невозможное возможно", на сей раз применительно к всевозможным ре-юнионам и камбэкам. Сразу несколько групп-легенд мирового масштаба отметились на сём поприще. Самым коммерчески успешным стало воссоединение The Police, вылившееся в полноценный мировой тур, принёсший Стингу и компании круглую сумму в более чем 130 миллионов долларов. Но более всего шуму во второй половине года наделал концерт воссоединившихся Led Zeppelin (с заменой покойного Джона Бонэма его сыном Джейсоном). Лондонский концерт в декабре для 19 тысяч зрителей оказался первой ласточкой – сейчас активно обсуждается предполагаемый уже в этом году совместный тур Роберта Планта сотоварищи. Джимми Пейдж уже высказался в духе того, что "отыграть всего одно шоу было бы слишком эгоистично с нашей стороны". Это только два самых-самых примера – а ведь есть ещё вернувшиеся Duran Duran, Bauhaus, Happy Mondays, The Buzzcocks, Rage Against The Machine, Smashing Pumpkins, The Jesus & Mary Chain, Roxy Music, Portishead, Throbbing Gristle, Wu-Tang Clan и даже панк-старички The Stooges во главе с Игги Попом. Кто-то вернулся только к концертной деятельности, а кто-то уже отметился новыми альбомами разной степени удачности и интересности (в случае с теми же Smashing Pumpkins, Throbbing Gristle, Happy Mondays и Wu-Tang Clan камбэки явно удались на славу). Так что наступивший год может переплюнуть прошлый разве что воссоединением Pink Floyd. Из прочих знаковых событий прошлого года стоит выделить дальнейшее падение продаж CD, как следствие стремительной мутации музыкальной индустрии. Все самые нашумевшие прецеденты связаны с экспериментами независимых музыкантов в области дистрибуции за спиной лейблов: Radiohead и Земфира указали прочим новый вектор, который публика ошибочно приняла за лозунг «долой лейблы!». Примеру «Радиоголов» уже собрались последовать Oasis, Jamiroquai, Nine Inch Nails, Madness, Кортни Лав и The Charlatans. С другой стороны, музыкальная индустрия по-своему «отыгралась» на зачинщиках: альбом Radiohead “In Rainbows” был «снят с дистанции» при номинировании на премию Brit Awards, как не выходивший на жёстком носителе. Ну и не стоит забывать, что у обоих героев за плечами много лет, проведённых в жесткой ротации и масса альбомов, выпущенных на тех же мейджорах. Тогда как новым инди-гениям, забивающим на контракты и выкладывающим свою музыку на MySpace, вряд ли грозит столь же мощный пиар. Что же до интернета, то он по-прежнему набирает обороты в плане стопроцентной альтернативы всем прочим способам культурного обмена. Приезжавший по весне в Томск Артемий Троицкий назвал интернет вообще и МайСпэйс в частности «божественным чудом» для молодых музыкантов. Правда, всяк это чудо по-своему использует: кто-то своё творчество туда выкладывает, а кто-то – горы чужого. Новый год ознаменовался ещё и вступлением в силу в России нового закона о защите интеллектуальной собственности и авторских прав, который напугал многих. В течение декабря, и в особенности в новогоднюю ночь многие музыкальные ресурсы Тонета поспешили прикрыть свои хранилища музыки, чем сильно осложнили жизнь меломанам, привыкшим к вечной «халяве» из Сети. На Западе тем временем в прошлом году был явлен новый музыкальный носитель – хорошо знакомая нам USB-флэшка. Британское отделение Universal уже начало промышленный выпуск синглов и альбомов на этих крохотульках. Среди прочего вышли релизы Keane, Эми Уайнхаус и Кэйни Уэста. Правда, оговорюсь, что говорить что-либо определённое о возможном будущем такого носителя пока рановато. Что ещё замечательного произошло в музыке в прошлом году? Если брать нашу страну, то радовало количество интересных западных музыкантов, приезжающих с концертами. Причём среди них были как стопроцентные легенды, так и самые, что ни на есть актуальные и трендовые исполнители. По части «живых икон» в Россию заглянули дедушка рок-н-ролла Чак Бери, дедушка панка Игги Поп, дедушка даба и рэгги Ли Скрэтч Пери, дедушка шок-рока Элис Купер и просто главные дедушки современной рок-музыки Rolling Stones. Что же до современных да модных – то тут просто раздолье на любой вкус. Брит-рокеры Placebo, Muse, The Good, The Bad & The Queen, индустриальные демоны Nine Inch Nails и Marilyn Manson, indie-легенды Primal Scream, Sonic Youth, Ян Браун и Happy Mondays, электронщики всех мастей (Amon Tobin, Schpongle, UNKLE, Air, Basement Jaxx, Chemical Brothers), наимоднейшие дэнс-рокеры !!! и ShitDisco, бруклинское открытие The National, маэстро тёрнтаблизма и скрэтчинга DJ Krush и Kid Koala, всевозможные голосистые дамы (Beyonce, Шинейд О'Коннор, Лили Ален), и наконец, скромный авангардный гений Марк Рибо. Что до масштабных российских рок-фестивалей, то неожиданным образом в прошлом году на первый план вышел «Эммаус» - а «Нашествие» не то, чтобы уступило пальму первенства, а банально не состоялось из-за вдруг, откуда ни возьмись появившихся проблем с местной рязанской властью в лице губернатора Шпака. В родном нашем с вами городе, вероятно, наиболее масштабным событием стал фестиваль «Muz-Online. Томск», прошедший в клубе «Fакел» в течение шести дней в марте. Ещё никогда томским группам не доводилось выступать в столь комфортных технических условиях, и ещё никогда концерты почти исключительно томских музыкантов, без привлечения хедлайнеров (две песни в исполнении Александра Ф. Скляра не в счёт) не собирали такое количество зрителей. В качестве членов жюри на фестиваль приезжали не только вышеупомянутый Скляр, но и Артемий Троицкий (опять же, вышеупомянутый), который, к тому же, побывал в нашем славном городке впервые. Гастролёры тоже не обходили городок стороной, и особо много шума наделали шведы Pain (ныне действующие западные рок-формации не часто забираются дальше Новосибирска). Альтернативную молодёжь весь год баловали многочисленные подопечные телеканала А1 – Amatory, Психея, 7Раса, Jane Air, Слот, Korea, Stigmata, любителей «умной рок-старины» - Аквариум (дважды, весной и осенью), Пикник и Крематорий. Металлистов порадовали Ария и Catarsis, просто рокеров – Алиса, Lumen и Пилот. Дворцу Спорта сказала «Спасибо» Земфира. Не обошлось и без вечных Сургановой и Ночных Снайперов. Побаловали также 5’NIZZA (с туром, который нежданно-негаданно оказался для группы последним), модно звучащие Би-2, электро-роковый Дельфин (с новой программой, предвосхитившей выход альбома «Юность»), нестареющая Гражданская Оборона (с винтажным гаражным саундом). Хип-хопа было немного – зато на разный вкус: и погламурней (Тимати), и попроще (Guf и NTL). Был, наконец, свой праздник и у любителей негромких, но проникновенных «песен интеллектуального подполья»: приезжали Умка (дважды), Ник Рок-н-Ролл и даже Псой Короленко.