"Ария" в НК "Факел": Для слабых места нет?

О российской метал-группе №1 все хотя бы раз да слышали, многие выросли на ее песнях. Но несмотря на легендарность, мнения об «арийцах» полярны. Кто-то влюблен в их творчество до беспамятства, а кто-то считает их эдакой металлической «попсой» за подражательство конкретным западным исполнителям, переводные перепевки, похожие клипы и заимствованные музыкальные ходы. 5 марта томичи могли в очередной раз познакомиться с группой поближе и составить собственное мнение. С прессой музыканты общались как минимум дважды: на радио и в гримерке перед концертом. Тур посвящен 20-летию «Герой асфальта», поэтому все интересовались, что в этом альбоме особенного. «Для нас он знаковый, – пояснил Виталий Дубинин. – Первые два были поиском пути, а с 1987 года все вошло в одно русло, в котором протекает до сих пор». «Герой» был также первым альбомом, который вышел без цензуры и записан на виниле. Басист, правда, не упомянул, что он сам появился в группе в 87-м, тогда же с ними записывался нынешний ударник Максим Удалов. Действительно, если и отмечать юбилей, то не бренда группы «Ария», разной в разные годы, а такой более определенной творческой вехи, как альбом. Отвечая на логично-банальные вопросы о связях «Арии» с байкерством, музыканты заметно скучнели. Как выяснилось, связей почти нет. «Артур имел неудачный опыт» и, похоже, решил себя поберечь, а чоппер Виталия даже летом обычно стоит в гараже. Говоря о творчестве, «арийцы» признались, что они больше исполнители, чем сочинители. Тексты им всегда писали профессиональные поэты. «У нас были жалкие попытки писать стихи, но хватало только на четверостишья». О музыке Дубинин сказал: «Мы пишем ее мелкими порциями, редко, по необходимости; нет такого, чтобы из нас перло, и мы не можем остановиться». Мастер-классы и видео-уроки они делать не хотят, считают, что для этого нужен дар. («Все, что мы играем, есть в гораздо лучшем в виде у других»). Звезды беседовали с неохотой, словно боялись болтнуть лишнего, отвечали общими фразами. Восторга, порой возникающего при соприкосновении с талантами, не ощущалось. «Арийцев» свое творчество казалось вообще мало интересовало. Новый альбом они не пишут («старый еще не освоили»), грандиозных шоу не планируют, о темах будущих песен и влиянии изменения состава группы на музыку «Арии» не задумываются. Пожалуй, проявил себя только Сергей Попов: он старался давать развернутое мнение, а на радио с жаром защищал книги Сорокина. Он же заметил, что «музыка это не цель, а средство передачи твоего мировосприятия и философии». К сожалению, до философии дело так и не дошло – пресс-конференция закончилась. А еще «по требованию группы» журналистам и фотографам не разрешили находиться рядом со сценой, а отправили в народ. Фотографы страдали особо – им даже нельзя было снимать с балкончиков. Когда распахнули двери, в зал ворвалась молодежь и, табунясь, заняла место у сцены. Вскоре людей понабилось столько, что стало ясно – либо ты работаешь локтями, либо ютишься на галерке и наблюдаешь за шоу только в скупые просветы между поднятыми руками. «Чиста отошел покурить… вернулся, а уже все позанято», – пожаловался какой-то паренек. Даже в VIP-зоне наверху поклонники в три слоя облепили все перила – не прорваться. Начали с относительно свежего «Последнего заката» – «потяжелели небеса…» и все такое. Следом вдарили старую добрую «Раскачаем этот мир». Беркут по традиции много раз выкрикивал: «Здесь для слабых место есть?! Нет?! Есть!?» Раскачивать мир зала особо не приходилось: фэны колбасились без разогрева, кто в толпе, кто сольно или квартетом в сторонке. Зажигание срабатывало на первых 15 секундах каждой песни. Слушают, слушают, «а! узнал!» и потом хоть Бабкину на сцену выпускай – лишь бы слова знакомые. Сомневаюсь, что «Ария» раскачала бы малую аудиторию, плохо знающую их творчество. Музыканты почти не напрягались: Дубинин топтался где-то в тени, Попов изображал памятник Кирку Хэммету, Холстинин изредка попрыгивал. Позже они перетасовывались, делали обычные хеви-металлические построения, иногда оживлялись. Но, хоть убей, искренности во всем этом не было. Не чувствовалось, что их от этого прёт. Играли по накатанному. Энергетика в основном создавалась мощными усилителями и усилиями народа. Максим Удалов, правда, исполнил отличное соло. Беркут еще старался… Таскал за собой стойку, брызгал минералкой, а песню «1100» исполнял в пилотских очках. Пел не хуже своего предшественника, даже хлестче. Двигался получше, чем остальные, но тоже как-то неловко и грузно. С народом общался короткими позывными: «Томск!! Уоуооо!», «Давай ребята!!», «Да здравствует Томск, ура!» – контакт был. В самом длинном обращении Беркута говорилось о туре: «У нас была мечта уложить весь альбом в один концерт...». «Герой асфальта» был отыгран полностью с соблюдением порядка песен. Народу шоу нравилось. Орали, свистели, потели. Правда, видал клуб «рубилово» и поэнергичней. Трудно скакать в такой давке, да и группа «Ария» не танцевальная. Что ни песня – то баллада. «Наши песни не поют, их прыгают» – говаривал кто-то из рокеров. У «арийцев» наоборот. Их песни поют. Это речовки, почти гимны. Люди и любят их за то, что они на родном русском; глагол в них жжет. За одно это группе прощают некоторую музыкальную вторичность и вялый перфоманс. Как ни крути, а нет на Руси второй такой легенды, чьи песни врезались бы в память, и были бы эсперанто для любителей металла… Любители пришли разные: обычные люди, шипованные металлисты, пацанчики с лампасами, гламурные девочки, вертящие попами а-ля Бейонс, и даже очень экстравагантные, как, например, эмо в матроске и с прической гейши. Объединяло их одно: все не старше двадцати. Старичков – по пальцам пересчитать. Вот тебе и легенда – идол для молодежи. Отыграли шестнадцать песен. На бис исполнили «Беспечного ангела» и «Колизей». Затронули почти все альбомы, кроме первых двух и «Ночь короче дня». Перед уходом похлопали в ладоши и попрощались, чем ясно дали понять – все кончилось. Заиграла клубная музыка. Усталые подростки, распинывая окурки и пустые бутылки, поплелись к выходу. «Да-а-а… как бы их не обс…ли, Ария – это классика жанра» – вздохнул раскрасневшийся металлюга, занимая очередь в гардероб. Текст: Олег Шевелев Фото: Мария Дегтярева