Аркадий Инин: "Я – зрительский человек, мне нужно, чтобы меня читали, смотрели"

Старенький зал ТЮЗа, полумрак. Вдали, на сцене, – декоративные окна с бирюзовыми тюлями, камин. «Городок провинциальный, летняя жара, на площадке танцевальной музыка с утра…» – тихо напевал Олег Митяев. По-советски простенько, но культурно и душевно. Словно по заказу переместились мы на 30 лет назад в атмосферу фильмов Аркадия Инина. Открыл встречу Аркадий Яковлевич коротким рассказом о себе: начинал на телевидении, участвовал в российских программах – «Кабачок «13 стульев», «Голубые огоньки», КВН 60-ых. Две программы придумал с друзьями – «Вокруг смеха» и «От всей души». Потом ушел в кино, по его сценариям снято 37 фильмов. Написал 20 книг. – Все это я рассказал не для того, чтобы похвастаться, а чтобы вы знали о чем меня можно спросить, – сказал сценарист и добавил: – только не спрашивайте про артистов, кто с кем – все эти дела. Не потому что я скрываю… просто не успеваю отслеживать изменения в этой области. Встреча во многом была рассчитана на живое общение со зрителем. Из заготовок – только несколько историй сценариста и три короткие вставки капустников – для них на сцене был установлен экран и проектор с ноутбуком. Начали с капустника 2005 года. «Делалось это не для кинотеатров, не для широкого показа, а для себя, для встречи Нового года в нашем «Доме Кино». Труд коллективный. Больше всего шуток принес Лёня Якубович», – пояснил Инин и тут же извинился, сказал, что он видит в зале детей, а ролики – для взрослых дядь, в них «бывает проскользнет одно-два взрослых словечка». Капустники сразили меня наповал… «Словечек» там было не одно и не два – что ни сюжет, то какая-нибудь пошлость. Ролики состояли из переозвученных нарезок реклам, клипов, выступлений политиков – уровень приколов интернетный. Только сетевую похабщину делает кто попало, а «Капустники» показывал нам маститый и пожилой сценарист. Я буквально на днях пересматривал его фильмы – в них такие хорошие, добрые шутки о жизни. А тут… «Отставка Касьянова заключалась в том, что наблюдая российскую глубинку, он проглядел российскую ширинку». Переделка рекламы пива Diesel: «Это моя рука, это его рука, это моя нога…», потом лысая голова политика сзади: «А это чья ЖОПА?». Интервью с Майклом Джексоном: «Моя голубая мечта побывать в детском лагере «Артек». Нравится? Многие смеялись взахлеб. А если вдуматься, то становится грустно. Хорошо, что капустники занимали лишь малую часть выступления. В общении со зрителем Аркадий Яковлевич проявил себя намного лучше. Люди подносили ему записочки, а он отвечал на них охотно и с юмором, даже рассказал немного о своем будущем и настоящем: «Мои творческие планы обширны, а личные секретны». Так, в прошлом году он выпустил 12 серий фильма «Утесов – песня длиною в жизнь», недавно показывали его 8-серийный фильм «Мины в фарватере». Из самого свежего – 12-ти серийная мелодрама о любовном треугольнике: Ленин, Крупская и Арманд. Сценарий купили, но ставить до выборов побоялись. Еще он пишет сценарий фильма «Несовершеннолетний» и готовит две книги к 70-летнему юбилею. Вопросы Инину порой были весьма оригинальные: «Счастливое пионерское детство и Аркадий Инин. Уже выбрал путь юмора и смеха? Друзья не били?», или «Если жареный петух клюнет в одно и то же место, можно ли жизнь назвать клёвой?» (тут Инин поприветствовал собрата-юмориста). «Недавно я стала мамой. Поздравьте меня, пожалуйста». Маму он поздравил с радостью, правда, только наполовину, потому как оказалось, что родилась девочка. – У меня два ребенка: мальчик и мальчик, и внук – мальчик, – пояснил сценарист. – Я сразу сказал, если будут рождаться девчонки – топить. Поэтому они все пуганные и рождают мне мальчиков. О женщинах Аркадий Инин говорил вдохновенно, но традиционно: «Вы замечательны и прекрасны, а мы мужики – козлы». Также заявил, что женщины – главный зрительский мотор. Именно женщина тащит своего тяжелого на подъем мужа на концерт, в кино, потому и пишет в основном для женщин. – Я – зрительский сценарист. Есть авторское кино, где сценаристам все равно, женщины, мужчины, гермафродиты – они для себя пишут. Я их уважаю, ради бога, но я – зрительский человек, мне нужно, чтобы меня читали, смотрели. Одно время Инин даже вел в «Космополитен» рубрику «Его точка зрения», и потом это вылилось в разные книги про женщин. Кстати, свой псевдоним он взял в честь своей жены Инны. Меня очень волновали перемены в его творчестве, произошедшие после перестройки. Раньше он делал добрые советские фильмы, о простых людях, а с 90-х резко американизировался и стал писать о бандитах, рэкетирах, суперагентах, экстрасенсах. Почему так? – Если и была конъюнктура, то не на потребу публике, – объяснял сценарист. – Потому что публика она хорошая и тоже любит добрые фильмы. Писалось это на потребу продюсерам, негодяям, которые считают, что они знают публику лучше, и думают, что ее надо кормить не добрыми советскими комедиями, а вот этой криминальной гадостью. Сюжеты же для своих фильмов он редко берет из своей жизни: – Я вообще считал, что кино и жизнь – это непересекающиеся линии, - сказал Аркадий Яковлевич, - но со временем мне пришлось задуматься над одним мистическим вопросом. После того, как я написал сценарий про маму героиню, у меня без всяких планов, родился второй сын. Ладно, думаю, случайность, тут же написал «Отцы и деды», и мой старший сын в свои 18 лет сделал меня дедом. Эта меня уже насторожило. Жена стала говорить, мол, напиши что-нибудь из жизни миллионеров, раз у тебя так получается. Но вот не написал, не нашел сюжета. Всего с отвлечениями на ролики Инину было задано более двадцати вопросов. В ответы он вплетал разные шутки, анекдоты, заготовленные истории о жизни. Кто-то скучал (особенно немногочисленная молодежь), но мне лично нравилось. Под конец юморист сказал и о своей книге «Женщина от А до Я» и предложил купить ее после выступления. Почему именно эту книгу? «Да вот, как-то расходится хорошо». В фойе театра Инин подписывал бойко продающиеся экземпляры книги, а я терпеливо ждал. Мне не давал покоя один момент: – Аркадий Яковлевич, в своих интервью вы говорили, что юмор будет опускаться все ниже, что вам не нравятся современные шутники. Но в ваших шутках, особенно в капустниках, пошлости хватало. – Согласен… Такая вот жизнь, трудно удержаться. Очень хочется успеха, я бы сказал. Понимаешь? Прямых пошлостей мы стараемся избегать, но вообще мне стыдно. Честно. Получается, мы как бы опускаемся на их уровень. Так что, так и запиши – я себя презираю. Не знаю, как вас, но меня такой прямой и откровенный ответ обнадежил. Значит, есть еще шанс, что выйдут добрые зрительские, а не продюсерские фильмы Аркадия Яковлевича, и на других встречах сценарист может не побоится неуспеха и покажет не «креатифф Якубовича», а хотя бы тот же «Вокруг смеха» или лучшее из старого КВН. Текст: Олег Шевелев Фото: Мария Дегтярева