Недетские игрушки: гламур, сюрреализм и таксидермия в одном фла... кукольном доме

Странности – они всегда привлекательны, хотя иногда и пугают. Но именно на волне этого жутковатого тренда и занял свое место в голливудской тусовке в свое время Тим Бартон, поразивший воображение зрителей «Кошмаром перед Рождеством», а не далее, как в прошлом году – очаровательным «Трупом невесты». И он не одинок в своих творческих изысканиях. Например, вот вам успешная кукольница, американка Элизабет МакГрат (Еlizabeth МcGrath), «заболевшая», по ее признанию, панк-роком, работами Эрте, Эдварда Горея и отголосками романского католицизма. Элизабет порождает кошмары похлеще Бартоновских: ее зверушки, которые живут на стыке таксидермических опытов и упражнений в бондаже, завораживают и отталкивают одновременно. Зато продаются в самом «сердце» гламура – на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе, и явно испытывают на себе влияние голливудских же веяний. И имеют за своими лаковыми плечами длинный, из нескольких десятков наименований, список выставочных проектов и показов, ближайший из которых – персональная выставка в Billy Shire Fine Arts gallery (Лос-Анджелес) в апреле 2007 г. Для европейских почитателей МакГрат, работы кукольного мастера выставляются (и продаются) в одном из бутиков Парижа. А работы Бет Робинсон (Beth Robinson) нежно любимы многими фотографами, которые используют их в своих тематических инсталляциях, а также современными художниками-концептуалистами, например, Амелией Вингер-Беарскин. Художница, чья мать была индеанкой из племени Ирокезов (Bearskin), а отец – евреем (Winger), породила на стыке двух старейших родовых культур третью – очень даже современную и продвинутую. В проекте "Remedy Burns" от 2005 года, она рассказывает о своей жизни посредством музыки, языка перформанса и кукол, в том числе – кукол Бет Робинсон. Сама же Бет Робинсон, как и другие кукольники, явно находится под незримым влиянием чудака Кэрролла, и кроличьи мордочки то тут, то там выглядывают из ее работ. Но волнуют ее зачастую совсем не сказочные проблемы – недаром, целая серия кукол посвящена борьбе с раком груди и названа «Мастектомия». Пока это прямо скажем, не самый привычный для нас жанр «социального плаката», но выглядит он впечатляюще, почти как елочные игрушки из серии «Рождественские узоры» ее же авторства. Робин Фолей, по сравнению с предыдущими художницами, можно сказать, почти нормальная, и создает всего лишь сказочных персонажей, как например, сфинкс, появление которого «навеяла» игрушка «Riddle of the Sphynx». Стоимость скульптурки в 22 дюйма высотой – каких-то $6000, зато сколько удовольствия от крыльев из перышек китайской утки-мандаринки А вот серию игрушечных крыс ей подсказали образы жителей Нью-Йорка. Кроме всего прочего, работы Робин вошли во многие книжные бестселлеры, посвященные дизайну кукол, и быстро разбежались по частным коллекциям, включая и коллекцию Вупи Голдберг. Дана Де Кайпер (Dana De Kuyper), живущая в Монреале (Канада), в отличие от вышеперечисленных знаменитостей кукольного мира, не успела забронзоветь. Но и от отсутствия внимания прессы тоже не страдает – ее куколки Damned Dollies побывали под прицелом британского Vogue, Elle Quebec, enRoute, нескольких итальянских и шведских журналов, а также, конечно, местных газет. Куклы как таковые, и куклы-брошки дополняют непосредственные футболки с графикой Даны – идея и реализация просты донельзя, но сколько удовольствия! Конни Смит (Connie Smith) – кукольница-антропоморфист, которой нравится проводить творческие параллели между людьми и животными. Не обходится, конечно, дело и без все тех же кэрроловских цитат и каламбуров – не даром кролик назван ею «Льюис Кэррот» (морковь – англ.). Акира и Ларри Блаунт (Akira & Larry Blount) выставляются еще с начала 80-х годов прошлого века, и список их регалий, проведенных выставок и показов насчитывает оч-чень много строк. Как, впрочем, и количество работ – оно огромно. Хотя и с повторяющимися периодически сюжетами, например, «спрятанного» в кукле мира, или нового прочтения темы кентавров. «Очаровашки» Скотта Радке, пожалуй, мало нуждаются в комментариях – смотрите (если, конечно, сможете). Карла Руиз (Karla Ruiz, a.k.a. SuicideKitten) – жительница Сан-Диего, находящаяся под влиянием (конечно же) Фриды Кало, художницы, весьма почитаемой в Мексике и пережившей в последние годы небывалый расцвет популярности, и еще одного знаменитого сюрреалиста – Сальвадора Дали. Ее куклы, конечно, больше напоминают детские страшилки, нежели оды сюрреализму, но ведь готично, готично… И напоследок: как не упомянуть и о российских опытах по созданию странностей. Инфернальные девочки-муклы от Полины Волошиной – это сильный коммерческий проект с очень достойной реализацией. Разработана тщательная легенда: «…Я тут покрутился немного в Миллвер-Оакс. Это довольно тихий городок на западе, недалеко от N. Полная провинция, по вечерам сходить некуда, и при этом в городе десять шикарных бутиков! Я подумал, кто в них ходит? Здесь ни у кого таких бабок нет. Короче, следил за дверями и несколько раз видел, как сюда на машинах с охраной приезжают девочки. Среднего возраста — лет по 14-16. Через час выходят с кучей пакетов и уезжают куда-то в сторону от города, где лес. Я там был. Близко не подойдешь — заграждения и забор, за забором видна дорога черт знает в сколько километров. Я не буду тебе говорить, сколько мне пришлось трепать языком с местными, но я узнал. Эндрю, это закрытая частная школа…». Ученицы этой частной школы и стали «муклами» - авторскими куклами Анной, Лизой, Лорой – всего шесть девочек. У каждой свой характер и свой обрывок истории, не раскрывающей, но лишь намекающей – то из уст гувернантки, то из письма родительницы, то из разговоров одноклассниц. В общем, все как в хорошем фильме ужасов с легким привкусом недозволенности и тинейдж-эротики. А также с рассказом, о том, как, собственно, производится будущая «модная икона» российских (а может и не только – чем черт не шутит!) девочек. Стоит конечно же, добавить, что интернет-частью «кукольного» проекта занималась студия Арт.Лебедева. На сайте Мукла.Ру обещают появиться даже блоги кукольных девочек. Видимо, в прямом эфире будут повествоваться подробности кошмарных подростково-гламурных кошмаров. Ну а теперь, собственно, герои (в порядке упоминания в тексте):