"Бросок Кобры": история создания и все самые интересные подробности о съемках

Режиссер Стивен Соммерс, стоявший у руля таких блокбастеров как «Мумия» и «Мумия возвращается», снял главную премьеру этого лета – доверху насыщенный приключениями фильм «Бросок Кобры» (“G.I. JOE: The Rise of Cobra”). Собрав международный актерский ансамбль, состоящий из признанных мэтров и восходящих звезд, Соммерс воплотил на экране один из самых патриотических американских мифов, поместив его в ближайшее будущее. Из гор Центральной Азии в египетскую пустыню, по шумным улицам Парижа ко льдам Северного полюса следует элитный отряд, известный под именем G.I. JOE. Бойцы отряда используют последние достижения разведтехники и вооружения, не давая двуличному продавцу оружия Дестро и набирающей силу таинственной организации «Кобра» погрузить мир в пучину хаоса. Еще в 1964 копания «Хасбро» начала выпуск серии солдатиков под названием G.I. JOE. Популярность серии оставалась неизменной и во время войны во Вьетнаме, и в последующие годы. У G.I. JOE появлялись новые виды оружия, но самая большая перемена произошла в 1983 году, когда фигурки из двенадцатидюймовых приобрели более привычную высоту в 3 ¾ дюйма. Кроме того, они окончательно превратились из отдельных кукол в суперэлитный отряд, объединивший солдат из разных стран, у каждого из которых своя специализация и свой вид оружия. В «Броске Кобры» действуют Рипкорд – опытный снайпер и специалист по оружию; Снейк Айз – ниндзя, вооруженный катаной и пистолетом «Глок», мастер боевых искусств, разведки и проникновения на вражескую территорию; красавица Скарлетт, также искушенная в боевых искусствах, которая вдобавок виртуозно управляется с высокотехнологичным арбалетом; Брейкер, специалист по дешифровке, знаток техники и электроники; Хеви Дьюти, эксперт по оружию; командир отряда Генерал Хок; помощница генерала Кортни «Кавер Гел» Крайгер – бывшая модель, а ныне разведчица; и, конечно, закаленный в боях ветеран Дьюк, лидер отряда, настоящий солдат. Помимо популярного мультсериала, вышедшего на экраны в 1985 году, становлению мифологии G.I. JOE помогла серия комиксов. Сочетание игрушек, комиксов и телесериала позволило сделать G.I. JOE еще популярнее. Противостояние отряда и зловещей организации «Кобра» занимало огромное количество фанатов по всему миру. Принимая во внимание десятилетия успеха и внушительную армию поклонников, неудивительно, что G.I. JOE в конце концов нашли дорогу на большой экран. В 2000 году компании «Хасбро» начала задумываться о том, как вдохнуть новую жизнь в бренды, включая G.I. JOE. «У нас были хорошие позиции в сегменте игрушек для мальчиков: трансформеры, G.I. JOE. Поэтому мы стали думать, какие истории можно рассказать с их помощью, и как сделать так, чтобы они смогли по-настоящему прозвучать в наши дни», – объясняет президент и исполнительный директор «Хасбро» Брайан Голднер. Идеей заинтересовались известный голливудский продюсер Лоренцо ди Бонавентура и его компания. Хотя «Парамаунт» первым купил права на G.I. JOE, именно успех Бонавентуры с еще одним детищем «Хасбро», блокбастером 2007 года «Трансформеры», позволил запустить проект. «Все быстро сообразили, насколько успешным может быть обращение к подобной мифологии», – комментирует исполнительный продюсер Эрик Хаусэм. Чтобы воплотить на экране историю, сочетающую небывалый экшн и богатую мифологию, ди Бонавентура обратился к человеку, практически переписавшему канон обоих жанров – Стивену Соммерсу. Его виртуозное жонглирование множеством элементов в картинаъ «Мумия» и «Мумия возвращается» (боевые сцены, экзотические приключения, тонкий юмор, колоритные персонажи и романтика на грани жизни и смерти) сделали оба фильма чемпионами кассовых сборов. Режиссеру задача показалось интересной. «Мое внимание привлекло то, что это должна была быть помесь комикса с бондианой, – говорит он. – Мы получали в свое распоряжение гигантский холст с яркими персонажами и богатой, хорошо разработанной мифологией G.I. JOE». Чтобы перенести историю G.I. JOE на экран, требовалось нечто большее, нежели просто заменить игрушки людьми. Чтобы персонажи обрели плоть и кровь, ди Бонавентура обратился к сценаристу Майклу Б. Гордону, который написал историю вместе со Стивеном Соммерсом. Позже к ним присоединились сценаристы Дэвид Элиот и Пол Ловетт, уже трудившиеся в дуэте над триллером «Четыре брата» с Марком Уолбергом, а затем и Стюарт Битти, чей успех в работе над трилогией «Пираты Карибского моря» позволил ему вдохнуть жизнь в эти культурные иконы. Авторы «Броска Кобры» не стали отклоняться от базового сюжета, который знают и любят фанаты: G.I. JOE перевозит некое секретное оружие, которое ни в коем случае не должно попасть в неподходящие руки. «Бросок Кобры» отличается от других основанных на комиксах фильмов тем, что G.I. JOE – это команда, состоящая из нескольких персонажей, у каждого из которых свой особый характер, набор качеств и прошлое. «По комиксам поставлено немало фильмов, однако мне кажется, что наш стоит особняком. Это не один герой против сонма врагов, а элитный отряд специалистов, где герой - каждый. Кроме того, там подобралась отличная группа «плохих парней», так что фильм превращается в извечную битву добра и зла, G.I. JOE и «Кобры», – замечает Битти. Большую часть мифологии G.I. JOE составляют переплетающиеся истории многочисленных героев, которые постепенно открываются зрителям. «В основе фильма – четыре клубка отношений, которые распутываются по ходу повествования, а не просто набор персонажей, – поясняет Лоренцо ди Бонавентура. – Злодеев и хороших парней многое связывает, да и у некоторых из хороших парней есть совместное прошлое». Соммерс и ди Бонавентура строго следовали комиксу, создавая многонациональную команду. «Нам хотелось, чтобы члены отряда говорили на разных языках, но при этом среди них царил дух настоящего товарищества, которое будет ощущаться зрителями», – замечает последний. В массовом сознании G.I. JOE – это, прежде всего, мужественный и надежный американский солдат. В фильме это Дьюк, который «воплощает лучшее, что есть в нашей армии, – говорит исполнительный продюсер Эрик Хаусэм. – Он бесконечно предан своим друзьям и готов отдать жизнь за них и за свою страну. Кроме того, Дьюк – прирожденный лидер». При этом Дьюк не одномерная боевая машина, а гораздо более сложный персонаж, по словам ди Бонавентуры чем-то напоминающий героев Джона Уэйна или Клинта Иствуда. Это ядро команды, и происходящее в фильме мы видим преимущественно его глазами. «Он становится нашим проводником в мир G.I. JOE», – замечает Битти. Примерить обмундирование Дьюка создатели картины предложили восходящей кинозвезде Ченнингу Татуму. Его привлекательная внешность и великолепная физическая форма позволили ему как нельзя лучше воплотить образ героического солдата из G.I. JOE. «Ченнинг Татум и есть Дьюк, – считает ди Бонавентура. – Все девчонки влюблены в него, а все мальчишки мечтают стать такими как он». Актер, который, как и многие, в детстве с удовольствием играл в солдатиков G.I. JOE, называет эту киноработу «ролью своей жизни». Глубоко вжившись в характер своего персонажа, он нередко вызывался самостоятельно исполнить свои трюки. Дьюк попадает в отряд в сопровождении острого на язык Рипкорда, своего приятеля по спецназу, с которым они вот уже десять лет не разлей вода. Рипкорд может шутить и веселиться, но в трудную минуту он всегда рядом. Рипкорд – один из ключевых персонажей картины; он играет очень большую роль в финальном столкновении G.I. JOE и «Кобры». Наблюдать за отношениями между Дьюком и Рипкордом – отдельное удовольствие (интересно, что дружба персонажей распространились и за пределы экрана). На роль Рипкорда требовалось найти актера, умеющего и рассмешить, и быть достоверным в трудной ситуации. «Мы наблюдали за Марлоном Уэйансом в фильме «Реквием по мечте», где видно, насколько глубоко он способен играть, – рассказывает ди Бонавентура. – Для Марлона естественно быть смешным, но ко всему прочему он еще и очень хороший актер». Уэйанс вырос в бедном районе, в окружении восьми братьев и сестер, так что пока их друзья играли заветными солдатиками, ему с братьями приходилось импровизировать. «Мы раскрашивали тараканов в зеленый цвет и делали наших собственных G.I. JOE, – смеется он. – Мне очень хотелось поиграть в этих солдатиков, так что я рад возможности стать одним из них». Едва ли кого-то из персонажей зрители ждали с таким же нетерпением, как Снейк Айз, таинственного и смертоносного воина-ниндзя. «Это, наверное, один из наиболее культовых персонажей G.I. JOE», – замечает Стюарт Битти. Практически таким же культовым для фанатов является сыгравший его актер, знаток боевых искусств и уроженец Шотландии Рэй Парк, более всего известный любителям жанра ролью демоноликого Дарта Мола из фильма «Звездные войны, Эпизод I: Скрытая угроза». На конвенциях, посвященных «Звездным войнам», фанаты часто говорили, что если когда-нибудь будет снят фильм про G.I. JOE, Парк был бы идеальным кандидатом на роль Снейк Айз. Неудивительно, что когда такая возможность наконец представилась, Парк был готов на все, чтобы получить эту роль. Он собирался снять кассету и отправить ее продюсерам, заранее купил себе подходящее обмундирование и оружие ниндзя. Продюсеры пригласили его на пробы, и когда он появился, сомнений быть не могло: перед ними стоял Снейк Айз! По словам ди Бонавентуры, именно спокойная решимость Снейк Айз делает его незаменимым членом команды; «Когда он вам нужен, он всегда рядом. Когда все теряют самообладание, он спокоен. Когда все спокойны, он действует». Одной из отличительных черт Снейк Айз является данный им обет молчания. Сыграть героя, который не произносит ни слова, стало настоящим вызовом для Парка, который должен был максимально эффективно использовать язык тела. Контрразведкой в отряде заведует сильная и ловкая Скарлетт, которая к тому же великолепно владеет оружием. «Она не только превосходный снайпер, но и настоящая интеллектуалка, закончившая колледж в 12 лет», – замечает Битти. Помимо этого Скарлетт невероятно хороша собой, так что поиски актрисы, сочетающей эффектную внешность и недюжинный интеллект, привели продюсеров к Рэйчел Николс. Поскольку проекты такого рода обычно держаться в строжайшем секрете, на прослушивании Николс давали читать реплики из других фильмов, в частности, «Ван Хельсинга», и за весь отборочный процесс ей так и не дали прочитать сценарий. Французский актер Саид Тагмауи был выбран на роль Брейкера, эксперта в области коммуникаций, который, однако, испытывает некоторые трудности при коммуникации с другими людьми. Хотя для самого актера это дебют в жанре экшн, по его словам, процесс работы над ролью остался неизменным. «Я смог абстрагироваться от окружающей обстановки и сконцентрироваться на том, чтобы рассказать свою историю, вне зависимости от происходящего вокруг». Британский актер нигерийского происхождения Адевале Акиннуойе-Агбадже оказался наиболее подходящей кандидатурой на роль Хеви Дьюти. «Это очень мощный, внушительный парень, специализирующийся на тяжелом вооружении», – поясняет Эрик Хаусэм. Акиннуойе-Агбадже, прежде всего, привлек масштаб действия. «У нас есть абсолютно разные сцены, – рассказывает актер, – подводные схватки, сражение на улицах Парижа, битва под землей в пустыне. Кроме того, в нашем распоряжении были все виды вооружения, от самых легких, до тех, которые перевозят с помощью специальной техники. Так что для меня это крайне захватывающий опыт, и я очень надеюсь, что зрители смогут разделить мои эмоции». Вторая красотка из числа «хороших» это Кортни «Кавер Гел» Крайгер, которую сыграла чешская модель Каролина Куркова. Глава отряда, генерал Хок, – жесткий, авторитарный лидер, не склонный излишне миндальничать с подчиненными и требующий, чтобы его приказы беспрекословно выполнялись. Это закаленный в боях ветеран, у которого, по словам ди Бонавентуры, очень простая установка: «побелить плохих парней и сохранить отряд». Продюсер Боб Дюскэй увидел Дэнниса Куэйда в роли футбольного тренера в фильме «Экспресс: История легенды спорта Эрни Дэвиса» и тут же понял, что именно он должен сыграть генерала. Президента США играет опытный британский актер Джонатан Прайс. Впрочем, не только члены отряда G.I. JOE все как на подбор яркие личности: злодеи в фильме не менее интересны. Как и во всех мифологиях такого рода, у каждого из антагонистов своя история за плечами, способная увлечь старых и привлечь новых фанатов по мере того, как раскручивается маховик повествования. Хитроумного и коварного главу МАРС Индастриз (Синдиката по исследованиям в области военного снаряжения) МакКаллена сыграл еще один британский актер Кристофер Экклстон. Самая красивая и опасная участница «Кобры» Баронесса в комиксе брюнетка, однако создатели фильма остановили свой выбор на блондинке Сиенне Миллер, что помогло им показать превращение ее персонажа в прошлом. Еще один важный антигерой “G.I. JOE” – Сторм Шэдоу, ниндзя, великолепно управляющийся с двумя мечами. Они со Снейк Айз постигали боевые искусства у одного и того же мастера; именно тогда зародилось их детское соперничество, которое впоследствии развело их в разные стороны. Эту роль сыграл звезда корейского кино Бён Хон Ли. Претворить в жизнь коварный план МакКаллена помогает Доктор, для которого, как и для многих знаменитых злодеев-ученых, наука превыше всего. Эту непростую роль доверили Джозефу Гордону-Левитту. Его родители были активистами и боролись за мир, поэтому мальчику не разрешалось иметь игрушечное оружие, «но когда родителей не было поблизости, я играл в солдатиков G.I. JOE моих друзей», – признается актер. Обезображенное лицо Доктора скрыто под маской, поэтому каждое утро Гордону-Левитту приходилось по четыре часа проводить в кресле, пока ему накладывали грим (впрочем, по словам ди Бонавентуры, он не терял время зря, слушая в своем айподе «Ричарда Третьего», что несомненно придало его роли дополнительную глубину). Размер актерского ансамбля сам по себе способен дать представление о масштабе фильма. Стивен Соммерс известен насыщенностью своих постановок, однако в этот раз он превзошел самого себя. За 82 дня съемочная группа работала в более чем 160 декорациях, построенных на студиях в лос-анджелесском пригороде Дауни и других местах города, а также в Праге (на натуре и в павильонах). В общей сложности было освоено 25 разных мест съемки, что включает в себя кругосветное путешествие, которому позавидовал бы любой турист: Франция, Норвегия, Чехия и Северная Америка. Париж обеспечивал знаковый антураж, в то время как в Праге снять стремительную погоню по улицам французского города оказалось проще. Суровый климат Норвегии призван был изображать Северный полюс, а техасский Форт-Уорт и студия в Дауни (некогда являвшаяся одним из авиакосмических центров и причалом космического челнока), были использованы при съемке многочисленных военных объектов. Соммерс и его команда действовали по крайне жесткому графику. Хотя фильмы такого рода, как правило, имеют подготовительный период от 24 до 30 недель, у «Броска кобры» было только 12 недель на подготовку, так что продюсеры начали снимать сразу же после окончания забастовки сценаристов в феврале 2008. Реквизит и костюмы также пришлось разрабатывать в кратчайшие сроки. С каждого актера сняли мерки при помощи компьютера, чтобы изготовить уникальные костюмы – для каждого свой. Еще больше впечатляет, что производство картины было закончено за два дня до оговоренного срока. Многие сравнивают энтузиазм Соммерса с эмоциями одиннадцатилетнего мальчишки. «Он похож на ребенка, играющего с конструктором, многомиллионным конструктором», – замечает Ченнинг Татум. Однако детский восторг ни в коей мере не вредит его творческим инстинктам: «Он всегда открыт для новых идей, – говорит Стюарт Битти. – Для него не существует чересчур безумных предложений». «Снимает он очень быстро, – рассказывает Рэйчел Николс. – Стивен знает, что ему нужно, поэтому не приходится тратить время на то, чтобы снять одну и ту же вещь с миллиона разных ракурсов, которые потом не понадобятся. Он действовал очень четко, и поэтому нам не приходилось работать по 20 часов в день». Художнику-постановщику Эду Верро пришлось купить комиксов на сумму около 200 долларов, чтобы полностью погрузиться в мир G.I. JOE. Нужно было не просто создать современный антураж, но отобразить обстановку как у G.I. JOE, так и в команде МАРС, и Верро быстро уловил их различие. «На первой же крупной встрече с представителями «Хасбро» нам объяснили, что у МАРС есть всякие дизайнерские штуки, в то время, как у G.I. JOE все попроще, ближе к каждодневной военной реальности», – объясняет он. Во время подготовительного периода и съемок было построено больше декораций, чем для любого другого фильма. Для больших жанровых лент, как правило, строится в среднем от 12 до 14 комплексов декораций за один период. Для «Броска Кобры» их потребовалось в общей сложности 168. «Наши декораторы Кейт Салливан и Джил Эйзис насытили фильм мелкими деталями, вплоть до семейного герба Баронессы – рассказывает Верро. –На столе у нее лежат канцелярские принадлежности с этим гербом. Это те мелкие детали, которые вы, возможно, не заметите в фильме, но они, тем не менее, очень помогали актерам. Они позволяли им настроиться на нужный лад, хотя их далеко не всегда видно на экране». Отдельной заботой Верро было огромное количество самолетов и других видов транспорта, задействованных в картине. «Мы практически сами сконструировали все военные машины», – говорит он. «Количество самолетов, машин и подводных приспособлений просто невероятно, – вторит ему Дэвид Уомарк. – Тут Стивен дал волю своему воображению». «Действие в фильме отстоит от нашего времени на десять лет, и это дало нам возможность исследовать современные технические достижения – объясняет Соммерс. – Мы берем технологии, существующие в той или иной форме, и смотрим, в какую сторону может пойти их развитие». По словам Голднера, технологии, показанные в фильме, это «вещи, про которые мы знаем, что военные ими занимаются, – просто нам пока не довелось увидеть их в действии». Первую скрипку среди этих футуристических технологий играют нанотехнологии, используемые в секретном оружии, которым стремятся завладеть и G.I. JOE, и злодеи. Кроме того, интересная вещь выяснилась, когда представители министерства обороны взглянули на наброски некоторых костюмов для главных героев. Эти костюмы, идею которых придумал сам Соммерс, позволяют передвигаться со скоростью 50-60 километров в час и прошибать двери и стены. «Выяснилось, что они работают над очень похожим снаряжением, которое поможет солдатам быстрее бегать и защитит их от снарядов. Мы, наверное, опередили их на 6 или 7 лет», – рассказывает художник по костюмам Эллен Мирожник. Воплотить некоторые из дизайнерских идей в жизнь помогала та же команда, которая занималась костюмами для фильма «Железный человек». Наряды Сиенны Миллер были настолько обтягивающими, что актриса не могла в них садиться, и во время пауз в съемках была вынуждена отдыхать у специальной доски, на которой красовалась надпись «Баронесса». Реквизитор Брэд Эйнхорн, работавший на нескольких фильмах о Бэтмэне, и его команда создали впечатляющий набор вещей – от оружия до очков Баронессы. «Мы все делали с нуля. Мы ничего не покупали – все было изготовлено специально для этого фильма. Занимались этим примерно 30-40 человек», – говорит Эйнхорн. Сложнее всего было сконструировать главную приманку фильма –нанобоеголовки: их изготовление заняло более трех месяцев. Также немало забот доставили высокотехнологичный арбалет Скарлетт и приспособления Снейк Айз. Фаворитом последнего стали тонфа – традиционное японское оружие, в данном случае украшенное двумя змеиными головами. Впрочем, мечи также очень понравились актеру, который любит их с детства. Кстати, все драки на мечах в фильме тщательно срежиссированы, потому что «последнее, чего мне хотелось, это порубить мечом одного из моих коллег», – замечает Парк. В мире Стивена Соммерса нашлось место для предметов самой разной величины – от крошечного кольца до огромного военного внедорожника Humvee, который в одном из эпизодов фильма должен передвигаться по запруженной движением парижской улице. Сцену снимали в Праге, и команде, отвечавшей за спецэффекты, во главе с Дэниелом Сьюдиком пришлось организовывать на городских улицах, среди настоящих домов то, что, как правило, снимается в специальных павильонах. «По-моему, мы купили и уничтожили больше 112 машин, – считает исполнительный продюсер Уомарк. – Мне кажется, нам удалось побить рекорд «Братьев Блюз», где было сломано только 102 или 104 машины». Трюки исполняли как каскадеры, так и сами актеры. Одна из ключевых сцен фильма, схватка между Баронессой и Скарлетт, состоящая из 90 движений, потребовала от актрис Рэйчел Николс и Сиенны Миллер около 6 недель ежедневных тренировок. Одна из наиболее ожидаемых сцен фильма – дуэль между Снейк Айз и Сторм Шэдоу. «Соперничество между этими персонажами – одна из главных тем в мифологии G.I. JOE, – поясняет Боб Дюксэй. – Это все равно что наблюдать за схваткой между Оби-Ван Кеноби и Дартом Вейдером». Поскольку и Рэй Парк, и Бён Хон Ли не новички в боевых искусствах, удалось поставить эффектный поединок, сочетающий различные боевые стили. Для флэшбэка, где показана первая дуэль между героями, нашли двух девятилетних мальчиков, которые уже занимались боевыми искусствами и восхитили всех своим профессионализмом. Консультант картины, подполковник связи Пол Сайнор, помог обучить актеров обращаться с оружием как настоящие солдаты американской армии. Он также консультировал Соммерса по всем аспектам картины – от оружия до диалогов, указывая на нестыковки. Продюсеры настояли, чтобы в съемочной группе был представитель армии, поскольку G.I. JOE с самого начала прославляли героизм американских военных. Премьера картины прошла в Токио, подробности о ней - в нашем разделе "ФотоРепортажи".