В театре "Версия" прошла премьера спектакля "Маскерад"

Эта постановка классики, «Маске рад» по «Маскараду» М.Ю. Лермонтова в театре «Версия», достаточно необычна. Главное отличие от знакомой всем со школьных времен драмы – в спектакле среди героев есть и сам Лермонтов, и оставившая его возлюбленная Варенька Лопухина. Автор инсценировки и режиссер-постановщик – московский мастер Сергей Виноградов. Зрителям «Версии» он давно знаком, в репертуаре театра есть четыре его работы («Опасные связи», «Коллекционер», «Машенька» и «Кейкуок»). Но «Маске рад» - случай особый. Если прошлые спектакли уже шли в других городах, то драму Лермонтова режиссер впервые поставил в Томске. О «Маскараде» Сергей Виноградов мечтал уже достаточно давно – в 2005 году была идея поставить спектакль в Москве, с Евгением Стычкиным в главной роли. - Когда Женя стал работать в театре им. Моссовета, в котором я имею честь служить уже более 10 лет, и зашла речь о таком спектаклем, - поясняет Сергей Виноградов. – К тому моменту я уже грезил этой затеей лет 5-6. Я рассказал главному режиссеру театра свой замысел – о личной драме Лермонтова и истории создания маскарада (когда Михаил узнал, что любовь всей его жизни Варенька выходит замуж, то положил перед собой листок бумаги и написал на одном дыхании за 3 месяца трехактный вариант пьесы в стихах). И получил ответ – такая постановка возможна в любом другом московском театре, только не в театре им. Моссовета. Для него «Маскарад» - как «Чайка» для МХАТа. Некая священная корова, на которую нельзя покушаться даже с самыми безобидными экспериментами. В Москве была и еще одна сложность – я не видел артиста на роль Арбенина. Как ни странно, при всем богатстве выбора, альтернативе Жене Казакову из Северска я до сих пор не нашел. Так я понял – надо поставить «Маске рад» в «Версии». Артист на роль Арбенина для режиссера даже важнее, чем артист на роль Гамлета. Гамлет может быть разным, но без безумного темперамента, экстравагантного эксцентричного характера и чертовщинки у актера, играющего Арбенина, бессмысленно браться за «Маскарад». Евгений Казаков в роли Арбенина – это действительно страсти без границ. В спектакле вообще очень велико эмоциональное напряжение. То вкрадчиво-нежная, то отчаянная Нина (Мария Лапина), яркая, выразительная баронесса Шраль (Вера Тютрина), демонический Князь Звездич (Тимофей Радионов), угрюмый Лермонтов (Александр Шрейтер)… И все это на фоне тревожной, нагнетающей эмоции музыки Арама Хачатуряна и танцевальных номеров с причудливой пластикой. Все эмоции особенно заметны в спектакле еще и потому, что от них ничего не отвлекает – сценография «Маске рада» выполнена в духе минимализма. Черный задник с пятью простыми бумажными красными масками, и почти пустая сцена, на которой находится только мягкая банкетка. Пространство решено именно так, чтобы в центре внимания постоянно были актеры, что происходит с ними и вокруг. Такая элементарная, бытовая сценография, не привязанная ко времени или пространству, превращает драму в вечную экзистенциальную историю. Очень печальную – Арбенину не приносит облегчения его финальное убийство Нины, а Лермонтову «Маскарад» не помог забыть Вареньку. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш