Алексей Захаров в Органном зале: Саксофон - инструмент, который плачет и поет

Саксофон самый молодой из духовых инструментов - в 1842 году его создал бельгийский музыкальный мастер Адольф Сакс, и один из самых любимых музыкантами – он органичен на концерте любого жанра и всегда привлекает к себе внимание. Как играют на саксофоне классическую музыку разных эпох, можно было услышать в Органном зале Томской филармонии 15 октября. Саксофонист из Екатеринбурга Алексей Захаров выступал дуэтом с пианисткой Ольгой Кирзиной. Вместе они работают уже три года. Программа получилась достаточно неожиданной – на концерте исполнялись и произведения давным-давно признанный классиков, и сочинения композиторов ХХ века, причем не только традиционные сюиты и сонаты, но и безудержные танго. - Мы подобрали программу, которую было бы приятно и слушать, играть, - рассказывает Алексей Захаров. – На концерте мы показываем, что саксофон хорошо себя чувствует в разных жанрах. Основной репертуар для саксофона написан после XIX века. Но для гармоничного развития музыканта не стоит обходить стороной классику – музыку эпохи барокко, классицизм, романтику. Поэтому в консерваториях делаются переложения для саксофона. Например, мы исполняем «Концерт До-мажор для гобоя с оркестром» В. А. Моцарта. Для саксофона у Моцарта нет произведений, по той простой причине, что этот инструмент появился уже после смерти композитора. Иначе Моцарт обязательно написал бы для него концерт – он сочинил концерты для всех известных ему инструментов, даже для стеклянной гармоники. И, по-моему, играть Моцарта на саксофоне вполне уместно. Саксофона «заставляет» известные произведения звучать по-новому. «Ноктюрн до-диез минор» Ф. Шопена словно становится еще более неспешным и певучим, звук красиво тает. Третья часть концерта Моцарта на саксофоне-сопрано получается звонкой, искрящейся, легкой. У сонаты «Пушистая птица» современного японского автора Т. Йошиматцу печальная история - композитор написал ее в память о любимой сестре. Перед смертью девушка сказала брату, что хотела бы в следующей жизни стать птицей. Эта соната плавно погружает в состояние, близкое к медитации. И каким ярким по сравнению с тихой, печальной, тягучей мелодией становится резкий звук, похожий на птичий крик. Танго «Бордель 1900» и «Забвения» от мастера жанра А. Пьяццоллы. Именно этот композитор превратил танго из бытового жанра, из «музыки для борделя» в искусство. «Бордель 1900» открывает цикл «История танго». По задумке автора, первые четыре ноты танго должны подражать свистку полицейского, устроившего облаву в борделе. Именно так эту музыку играют не все, но Алексей Захаров, передавая колорит того времени, действительно имитирует на саксофоне полицейский свист. Яркий саксофон притягивает к себе, требует безраздельного внимания слушателя. Гармонирует с фортепьяно, но все же остается солистом. - Классический саксофон ближе к вокалистам, это самый певучий из духовых инструментов, он может плакать, петь, смеяться, - объясняет Алексей Захаров. – Саксофон чутко реагирует на настроение исполнителя. Этот инструмент не обманешь – он всегда покажет, что у тебя на душе. Вечер, когда в Органном зале Томской филармонии можно было ощутить магию звучания саксофона, завершен. Но вскоре, 24 октября, состоится концерт похожего по устройству на саксофон духового инструмента кларнета. «Концерт для детей и родителей. Кларнет в гостях у органа» - одна из программ-знакомства юных зрителей с органом. Музыку Баха, Букстехуде, Вьерна, Шуберта и Де Фальи исполнят молодой кларнетист Евгений Лукьянчук, ученик доцента новосибирской консерватории Маргариты Аунс, Наталья Багинская (орган) и вокалистка Яна Мамонова. Вести концерт будет Василина Сыпченко, которая умеет рассказывать о музыке так, что даже непоседливые дети слушают ее как зачарованные. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш