Шестой театральный фестиваль NEW f: трансформация в "движение"

Все началось пять лет назад. Тогда, в ноябре 2005 года, в зрелищном центре «Аэлита» случился первый Межрегиональный новый молодежный театральный фестиваль NEW f. Организаторы объявили, что проект задуман ради поиска концептуально нового синтеза консервативных и новаторских форм театрального искусства. Сначала идея казалась весьма авантюрной – томская театральная публика давно стала тяжелой на подъем и настороженно относится к экспериментам. А межрегиональные фестивали в городе почти не проходят. Но NEW f прижился в Томске и в ноябрьские праздники состоялся уже в шестой раз. Причем нынешний фестиваль заметно отличался от предыдущих. В лучшую сторону. - Фестиваль был придуман «на кураже». Многие организационные моменты решались в процессе, поэтому с годами NEW f заметно менялся, - поясняет Татьяна Гришаева, директор ЗЦ «Аэлита». – Миссия нашего фестиваля была ясна сразу – вытащить на сцену все «квартирники», те интересные молодежные коллективы, кто репетирует по гаражам и общагам. Те любительские студии, для кого театр - это призвание, кто занимается им не ради профессии, а по собственному желанию. Но иногда эти студии могут поспорить с профессионалами. Также мы пересмотрели стратегию - раньше стремились к широкой географии. А теперь пришли к мудрому решению – лучше больше наших, томских коллективов. Мы же живем здесь и хотим развивать этот город, хотя, конечно, какие-то иногородние коллективы надо приглашать, чтобы томские проекты не «варились в собственном соку». Среди главных изменений – участников стало меньше, зато уровень работ заметно повысился. Больше внимания уделили томским коллективам. Ушел из NEW f и острый соревновательный момент – раньше каждый фестиваль заканчивался вручением гран-при, победителя определяли «профессиональные зрители», своеобразная замена жюри. Теперь приз при желании может вручить оргкомитет, а главная задача «профессиональных зрителей» проводить грамотные разборы всех спектаклей. Из «профессиональных зрителей» на шестом NEW f был приглашенный специалист – новосибирец Павел Южаков, главный режиссер театра-студии «Первый театр». Впервые принимали участие в разборах и Сергей Малков, и Владимир Костин. - Очень жаль, что на фестивале с работами высокого театрального, эстетического качества не было аншлагов, что перед каждым спектаклем в кассе оставались билеты. Почему нет ажиотажа? Любую раскрутку культурного проекта сегодня делают за деньги, а их у организаторов обычно мало, - считает уверен Владимир Костин, кандидат филологических наук, писатель, лауреат национальной премии «Большая книга». - Другая причина – в том, что Томск как некое культурное сообщество переживает глубокий, небывалый кризис. Сейчас он, на мой взгляд, в культурном развитии существенно отстает от всех своих соседей. При этом некоторые томичи с ревниво-болезненном снобизмом настойчиво утверждают, что Томск - это «культурная Джомолунгма». Это давно не так. Здесь господствуют законы эпохи постмодерна с той самой соревновательностью. Эпоха постмодерна - это эпоха реванша дилетантов, любителей, который они берут у профессионалов. А в Томске это поощряется, поэтому у людей смещены здоровые представления об искусстве. Обычно на NEW f собирались более десятка театров-участников. В этом году их было семь, зато почти каждый спектакль становился событием. Много споров вызвал томский «Rеальный общедоступный театр» (Томск) с моноспектаклем Дениса Егорова «Контрабас» (по мотивам одноименной пьесы П. Зюскинда). Кто-то благодарил за эту надрывную исповедь об одиночестве, кто-то сетовал, что смотреть полтора часа моноспектакль не владеющего в совершенстве сценической речью и пока не умеющего завораживать публику артиста очень нелегко. В свой особый мир погрузил зрителей спектакль «Молитва по имени Акутагава» барнаульской «Театральной мастерской Вахрамеевых». Постановка родилась во время творческой лаборатории в Горном Алтае и сохранила располагающую к медитациям энергетику гор. Этот спектакль барнаульцы представляли на престижных театральных фестивалей в Европе: FETA (Польша) и AVIGNON OFF (Франция). А в NEW f «Театральная мастерская Вахрамеевых» участвует в четвертый раз подряд. NEW f всегда был фестивалем необычным. В нынешнем году зрители могли поиграть живьем в крестики-нолики (выбирая себе роль крестика или нолика) или в жмурки, наблюдать группу пиратов, наткнуться в фойе на рыбака, подслушать беседу двух посетителей бани, понаблюдать за репетицией коллектива индийских танцев. - Идеи по поводу перфомансов возникают у разных людей – пираты, которые здесь бегали, это томское театральное сообщество «Оксюморон», флеш-моб с пузырями придумала студентка, подруга одной нашей сотрудницы. А я просто помогаю оформить идеи более театрально, - рассказывает Наталья Банникова, режиссер-постановщик ЗЦ «Аэлита». – Можно практически все, хотя, конечно, если актер, например, скажет «я выйду голым», я порекомендую ему придумать что-то другое. Один из плодов NEW f – новые студии и театральные объединения, которые спровоцировал фестиваль. «Новое театральное товарищество» возникло из команд-участников NEW f. Потом появился «Rеальный общедоступный театр», собирающий под своим именем разные проекты. Один из них – «Антреприза Сергея Филиппова». Несколько лет назад Филиппов уехал в Москву и закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Причем учился он на курсе профессора и легендарного режиссера Марка Захарова. В Томск он вернулся на театральный сезон. Сейчас ставит детскую сказку в ТЮЗе. Пока финансовые возможности фестиваля потихоньку увеличиваются. Но если бы их стало больше, то и NEW f мог бы стать еще интереснее, считают организаторы. Например, на базе фестиваля удалось бы организовать мастер-классы, о которых уже давно мечтают участники. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш