Режиссер Сергей Филиппов, ученик Марка Захарова: "Вернулся в Томск примерно на год"

Когда-то группа «Пассия» была одной из самых известных в Томске, а ее лидер Сергей Филиппов слыл в городе одним из «возмутителей спокойствия», всегда готовым взяться за новый, неожиданный проект. Затем он поступил в ГИТИС, переехал в Москву и пропал из нашего поля зрения, чтобы в этом году ненадолго вернуться в Томск. В свое время он уже поставил здесь спектакль «Эго», а сейчас репетирует в ТЮЗе детскую сказку. О своей учебе в ГИТИСе и сегодняшних взаимоотношениях с Томском Сергей Филиппов рассказал нашему сайту. - Сергей, 7 лет назад вы были достаточно известны в Томске, у вас был свой зритель. Но вы предпочли все поменять и переехать в Москву. Как, по-вашему, такое решение однажды приходится принимать любому творцу из небольшого города? Или ваш переезд во многом стечение обстоятельств? - Кроме того, что у меня была группа «Пассия», я еще и писал пьесы. В 2003 году отправил их на фестиваль молодой драматургии «Любимовка». К своему удивлению, получил приглашение приехать на конкурс. На фестивале я впервые столкнулся с «театральными людьми», и это было такое интересное общение… В Томске я играл в Литературно-художественном театре ТГУ. Но там я видел одного профессионального театрального человека – Валентину Алексеевну Бекетову, художественного руководителя ЛХТ. На «Любимовке» же было столько режиссеров, драматургов, критиков… Мне они показались необыкновенными людьми. И тогда я узнал, что в тот год набирает актерский курс Марк Анатольевич Захаров. Будучи уверенным, что поступить в ГИТИС, особенно к такому мастеру, просто невозможно, я пошел «просто потусоваться», посмотреть на этих интересных людей, увидеть Захарова живьем. И неожиданно поступил... - Получается, реально приехать из Томска, не иметь в театральном мире никаких связей и попасть на курс к мэтру? - Как я понял, в театральном мире связи играют огромную роль. Тот же Захаров не скрывал – если, например, дочь Константин Райкина, или кто-то еще из известных людей захочет у него учиться, он их обязательно возьмет. Но таких людей на самом деле очень мало, и поэтому те единицы, кто поступает «из-за фамилии», остальным абитуриентам не конкуренты. На курс брали очень разных людей. - Когда случилась ваша первая режиссерская работа? Это было в ГИТИСе, на учебе? - Мы ставили спектакли со своими ребятами с актерского курса, и при желании могли привлекать любых других артистов (главное было с ними договориться). В ГИТИСе каждые полгода проходят экзамены, где отбирают лучшие работы и потом показывают их всей кафедре. Я поставил за время учебы три вещи: «Невольниц» Островского, моноспектакль «Кроткую» по Достоевскому и фантазии на тему чеховской «Чайки». Там была не вся пьеса, спектакль шел всего час двадцать. Но эти фантазии увидел директор ставропольского театра и пригласил меня к себе на постановку. В Ставрополе уже получился «полновесная» «Чайка», два акта, этот спектакль называется «Пять пудов любви». Его возили на фестивали в Петербург и в Таганрог, и, по-моему, везде спектакль принимали хорошо. - Пьесы Чехова ставят достаточно часто, и у каждого режиссера своя «Чайка». О чем была ваша? - «Чайка» есть у каждого из нас - это то, к чему мы стремимся, цель, мечта… Главный вопрос – на что мы можем пойти ради достижения этой цели. На предательство, обман, соблазнение... Все чеховские герои в «Чайке» подонки, все до одного! Они совершают такие вещи, что просто волосы дыбом встают! При этом по жанру пьеса еще и комедия. Так что я ставил историю о том, на что мы можем пойти ради достижения своей «чайки». У нас получилась комедия - сначала зритель смеялся, а в финале плакал (это не преувеличение, я лично видел плачущих людей!). Мне кажется, в сегодняшних театральных условиях подступиться к высокому и трагическому можно только так - через юмор. - Какие у вас впечатления о нынешней музыкальной и театральной жизни Томска, особенно после лет, проведенных в столице? - Пока я не очень владею ситуацией. Слышал Артема Банникова, мне как раньше нравилась их группа, так и до сих пор нравится. Ничего нового я пока для себя не открыл. А по поводу Москвы и Томска – не вижу смысла сравнивать ананас и свиной хрящик. В Томске есть свои приколы и тихие радости. В Москве сейчас просто значительно больше возможностей. Там огромное количество людей, талантливых или считающих себя талантливыми, поэтому и планка, уровень всего значительно выше. Выжить там труднее, но зато если выживаешь, то и «творческий продукт» получается значительно выше по уровню. Впрочем, это не исключает появления удивительных вещей за пределами Москвы. - Сергей, сегодня вы пишете пьесы, стихи, прозу? И возможно ли их где-то прочитать? - Сейчас нет сайта, куда бы я выкладывал свои тексты. Хотя есть не стихи, но драматургия и проза, их можно было бы выложить. Тяги во что бы то ни стало показать, мол, я еще и это умею, у меня нет. Есть люди, у которых хватает энергии заниматься собственным продюссированием. Это здорово. Но я боюсь навязываться со своим творчеством – ведь колоссальное количество графоманов постоянно просят: «Почитай мои тексты!», хотя их читать просто невозможно. - Пока ваши пьесы еще не ставили? - Один спектакль был. Я поставил в театре «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза трэшевую комедию «Бегемот кусает дыню». Но то ли потому, что она трэшевая, то ли по другим причинам, мы не нашли с Иосифом Леонидовичем общий язык, и спектакль недолго оставался в репертуаре. - А над чем вы работаете в томском ТЮЗе? - 27 ноября ожидается премьера детской сказки Юрия Боганова «Как кощей бессмертный на Василисе женился». Это современная пьеса по мотивам русских народных сказок. Кстати, родителям она тоже будет интересна - вся история построена на рок-н-рольных ритмах – артист Вячеслав Радионов сочинил для спектакля прекрасные песни. - Кстати, зрителей в Томске в последние годы непросто заманить в театр… - Это проблемы нетеатральных городов. У меня сложилось впечатление, что «театрального зрителя» как такового в Томске нет. Есть интеллигентные люди, которые покупают розы и идут с девушкой на постановку, о которой слышали что-то хорошее. Но зрителей, которые бы постоянно посещали театры, по-моему, очень мало. - Почему, на ваш взгляд, так происходит? - Если в городе растут вкусные фрукты, то там появятся их ценители…Никто не скажет, что в Томске не ценят футбол. Это потому, что в городе есть команда, которая играет в высшей лиге, и сюда приезжают сильнейшие клубы, на них можно смотреть. Никто не скажет, что в Томске нет интереса к КВН. Две команды выигрывали всероссийскую лигу. Люди ходят на их выступления…Есть качественный продукт, который востребован. Как бы мы не ругали томичей – люди ходят в театр, только если им это интересно. Я часто встречал ситуации, когда людей загоняют на очень слабую постановку, и потом говорят: «вы просто не поняли наш великий, тонкий спектакль»… Хотя ничего он не великий. Я не хочу никого критиковать, но есть ощущение, что в томских театрах сегодня не очень интересно. Либо все ничего не понимают… Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш