Интервью с дирижером Предрагом Госта: "У кого есть миллион не спешат его тратить на искусство"

Томский симфонический оркестр выступил под руководством совершенно нового для города дирижёра. У Предрага Госты насыщенная биография. Родился в Сербии, учился в Англии, эмигрировал в США. Выигрывал стипендии престижных фондов, участвовал в европейских фестивалях, гастролировал по США, Мексике, Европе, России. И только управлять оркестром – это для него мало. Он еще и поет, играет на клавесине, выступает вместе со своим камерным оркестром. Когда Предраг заканчивает репетицию, то мгновенно превращается из вполне строгого дирижера в неформального человека и увлеченного собеседника. Нам, редкий для Томска гость, рассказал о сложностях дирижерской профессии, о том, почему он любит Россию, и, конечно, о музыке. - Предраг, расскажите о томском концерте. - Эта программу я задумал как собрание музыкальных притчей, историй. Например, мы начинаем с истории Моцарта о Дон Жуане, об этом великом любовнике. Истории о любви интересны всегда и для всех интересны! Некоторые произведения основаны на исторических событиях. Так, «Финляндия», симфоническая поэма, это очень патриотическое произведение. Он написал его в непростое для своей родины время, когда она была частью России. За красивой музыкой кроется интересная история. Российское правительство даже запрещало исполнять это произведение, опасаясь, что оно спровоцирует революцию в Финляндии, восстание против России. Вошла в нашу программу и популярная классическая музыка – «Шехерезада» и «Полет шмеля» Римского-Корсакова, сюита из «Лебединого озера» Чайковского. Включил я и современные вещи - музыку из кинофильма «Гладиатор» (некоторые удивляются, а я считаю, это фантастическая музыка, я ее люблю) и «Антитезу» Андреаса Макриса. - Музыка Макриса прежде в Томске не исполнялась? - Нет, это вообще была мировая премьера. Ее еще нигде не представляли. Андреас Макрис – современный греко-американский композитор, он умер в 2005 году. Я познакомился с его вдовою, она дала мне его архивные записи. Когда она узнала, что я много путешествую по миру, то мы договорились – я буду исполнять произведения Макриса на концертах в разных странах. - Вы репетировали в Томске почти две недели. Что думаете о работе с местным оркестром? - Репетировать с оркестром – это примерно как брать интервью. Например, ты приходишь ко мне на встречу, и оказывается, что я не говорю по-русски. И ты потом переводишь нашу беседу с английского… Это работа. Для меня работать с оркестром в Томске это тоже что-то совершенно новое…Я здесь никогда не бывал, и не знал, как пойдут репетиции, каким получится концерт. В оркестре много музыкантов, у каждого свое мнение как преподносить то или иное сочинение и это нормально. Для меня важно понимать, что имеют в виду другие люди. Я думаю, что у нас с оркестром наладилась хорошая связь, мы друг друга хорошо понимали. Хотя не все было так просто, один фрагмент программы нам пришлось поменять. Но это нормально. Главное для меня, что в итоге концерт получился. - Вы выросли в Сербии, а потом переехали в США. В Сербии в тяжелые времена было не до музыки? - Сначала я уехал в Англию – ради учебы. Да, в Югославии в те годы были большие проблемы, но я жил в Белграде, там ты не слишком чувствуешь все эти конфликты. Но в Белграде не очень много хороших певцов и профессоров, и совсем мало специалистов по старинной музыке, а я любил барокко. Лучшая школа по музыки эпохи барокко в Европе, поэтому я и отправился в Лондон и в Атланта (США). Там мне удалось проявить себя как дирижера, мне предложили стипендию для учебы, что, конечно, было для меня просто здорово. Потом я ездил в Петербург…Русская школа дирижеров одна из самых известных в мире, мне непременно надо было попасть на мастер-классы. - Вам нравится Петербург? - Да, я хотел бы там жить! Очень люблю этот город, остаться там для меня было бы просто воплощением мечты. Люблю петербургскую архитектуру, старинные здания, каналы. Особенную атмосферу этого города. Там кажется, что все думают о музыке. А как они принимают, какая там публика! Кричат «браво», это в Петербурге обычные вещи! Мне такая реакция придает сил, энтузиазма. Для дирижера хорошо работать с такими фантастическими слушателями. В Атланте, где я сейчас живу, все совсем по-другому. Там все думают не о музыке. Деньги, конечно, нужны. Иначе не получится путешествовать, нормально жить, есть, одеваться… Но если бы у меня был, допустим, миллион долларов, то я бы больше путешествовал и чаще бы организовывал концерты моего оркестра (это дело затратное). А те, у кого есть миллион, почему-то вообще не спешат его тратить, и несут в банк. - Сейчас вы много путешествуете и работаете в разных городах, но в 2008-2009 году вы были ассистентом дирижера Национальной филармонии в Вашингтоне. Такая должность, это, наверное, большая честь? И почему вы достаточно быстро покинули этот пост? - Да, большая честь. В Америке не слишком много оркестров, которые работают постоянно. Обычно музыканты собираются перед конкретным выступлением, а остальное время не репетируют. В Вашингтоне я репетировал два раза в неделю. Но там я был не главным дирижером, а только его помощником. И когда концерт удавался, то все лавры доставались ему. Мне хотелось дирижировать самому, но я не мог уезжать из США, хотя и работал не каждый день. Мне приходилось отказываться от интересных предложений из других стран, что было очень обидно. И через год я все же ушел из Национальной филармонии. Теперь я бываю дома в Атланте от силы два месяца в году, остальное время работаю с оркестрами в разных странах. - Что думаете о Томске? Удалось почувствовать город, или все время занимала работа? - Почему-то обычно никто не предлагает дирижеру прогуляться и посмотреть город, будь ты в Вашингтоне или в Томске. Получается, что все время только работаешь. Неделю это кажется нормальным, а через месяц уже вводит в депрессию. Это же очень скучная жизнь. Я люблю встречать новых людей, гулять, посещать рестораны. Но в этом проблема дирижера – люди, кто с тобой работает, воспринимают тебя в первую очередь как босса, начальника. - Думаете, это нормально, что они держат дистанцию? - Я так не считаю. Например, в моем оркестре мы все делаем вместе. И репетируем, и общаемся, обедаем, ужинаем, гуляем в парках, ходим в кино, отмечаем праздники. Но оркестр, конечно, значительно больше, это несколько десятков людей, у каждого из которых своя семья и свои проблемы. - У вас есть свой сайт в Интернете. Вы общаетесь с теми, кому интересно ваше творчество? - Я люблю Интернет, и я сам разрабатывал дизайн своего сайта. Активно пользуюсь социальной сетью facebook.com. Я вообще люблю быть современным. Это когда я дирижирую, то должен выглядеть строго и элегантно, в жизни же все иначе. Интернет удобен для меня - я могу сообщать друзьям, в каком я городе репетирую, и насколько холодно в Томске. Могу выложить свежие фотографии. Думаю, не зря facebook так популярен, это правда интересно и удобно. Есть у меня и своя страница для тех, кому интересен я как дирижер. Иногда я немного использую возможности Интернета и для бизнеса, например, рекламирую свой новый диск. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш