Концерт Юрия Диденко: Романтика и современность фортепиано в Органном зале

Наверное, каждый второй житель России умеет играть на фортепиано, но только единицы – избранные, наделенные редким талантом люди – делают это так виртуозно и незаурядно, как лауреат международных конкурсов Юрий Диденко. 3 марта томским любителям фортепианной музыки  посчастливилось услышать концертную программу этого блистательного музыканта в Органной зале.

!cut

Юрий Диденко посетил наш город не в первый раз: предыдущий его приезд был посвящен в большой  степени исполнению произведений любимого им композитора Рахманинова. На этот раз основу концерта составили произведения великих романтиков – Брамса, Шуберта, Шопена и Вариации  на тему Паганини современного композитора А. Розенблата.

- Программу принято менять, и на этот раз я решил добавить немного Брамса, которого тоже очень люблю, - рассказывает Юрий Валерьевич.  - А Шуберта мечтал включить  в концертную программу давно – это изысканная романтичная музыка, но побоялся, что все шесть «моментов» могут показаться однообразными. Публика в зале бывает очень разная, в том числе младшие школьники, поэтому оставил в программе всего три музыкальных «момента». Потом на концерте убедился, что опасения были напрасны: дети слушали внимательно и с удовольствием,  без «скрипа стульев».  А репертуар второго отделения в планах был давно: вариации на тему Паганини Брамса и Вариации ту же тему современного  автора Розенблата – современная классика тоже есть интересная, но чрезвычайно сложная в смысле текста, даже в какой-то степени с техническими переборами.

Концертный тур Юрия Диденко на сей раз начался с Дальнего Востока и Забайкалья, повод к нему – просьба провести мастер-классы с юными музыкантами. Маэстро известен не только как виртуозный исполнитель, но и как педагог, успешно делящийся своим опытом с начинающими  музыкантами не только в нашей стране, но и в Китае, США, последнее время стабильно проводит мастер-классы в небольшом островном государстве Мальта. Юрий считает их очень важной формой обучения музыкантов:

- Истина рождается в общении, - уверен он. – Куда интереснее пообщаться, поделиться опытом, чем вариться в собственном соку. Я преподаю не только студентам – все свои студенческие годы имел обширную практику, вел частные уроки  с самыми разнообразными учениками, в том числе маленькими. Порою у меня было до 20-ти учеников одновременно. Старался придумать что-то новое, что-то свое – уже накоплен определенный опыт, есть свои находки, наработки…У нас же принято считать, что учиться музыке – трудно и скучно. Но можно ведь все сделать по-другому: заинтересовать ребенка, постараться, чтобы ему не было скучно, подобрать программу, которая ему понравится. Родители опять же могут мягко, ненавязчиво помочь – особенно если ребенок талантлив. Может быть, и есть совсем стопроцентные лентяи, но, как правило, в итоге все получается нормально.

Родители–очевидцы таких занятий, кстати, делились на интернет-форуме своими впечатлениями, отмечали доброжелательность  музыканта как педагога, нетипичность его подхода к обучению. К сожалению Юрия Валерьевича, в Томске договориться о мастер-классе не удалось.

Не всем, конечно, суждено вырасти в известного музыканта. И мы не могли не спросить у маэстро, как должны сойтись звезды, чтобы из обычного школяра получился в будущем лауреат международных конкурсов:

- Это, безусловно, постоянная работа плюс удачное стечение обстоятельств, - считает Юрий Диденко. - Мне всегда кажется, что мало, всегда хочется большего. Приятно выступать, когда зал принимает, аплодирует - понимаешь, что играешь не только для себя, не зря вышел на концерт…

Текст: Станислава Светлова
Фото: Алена Кардаш