Премьера спектакля "Горе от ума": Грибоедов и немного инноваций

Юбилей – время для классики, решили в начале 160-го сезона в Томском театре драмы. И режиссеры Юрий Пахомов, Татьяна Аркушенко, Сергей Куликовский ставили в этот раз спектакли по произведениям Островского, Чехова, Достоевского, Островского… Продолжает этот парад классики апрельская премьера «Горя от ума», комедии Александра Грибоедова, появление которой в XIX веке стало большим событием для русской литературы. Кстати, у бессмертной пьесы в этом году тоже юбилей – в январе исполнилось 180 лет с ее первой профессиональной постановки.

Жизнь Грибоедова была так коротка и насыщенна, что в историю литературы он попал как «автор одной книги». Но зато какой – текст «Горя от ума» буквально насыщен афоризмами. «Счастливые часов не наблюдают», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «А судьи кто?» - каждый, кто хотя бы раз читал комедию, сможет вспомнить несколько крылатых фраз. Язык пьесы Александра Сергеевича не кажется архаичным. Когда он звучит на сцене, то слушать этот текст безусловное удовольствие.

«Горя от ума» Сергея Куликовского начинается как традиционная постановка в духе русского психологического театра. Никаких «переносов действия в современность». Костюмы и декорации вполне из прошлого (художник спектакля Светлана Макаренко). Лиза (Олеся Сомова) и Фамусов (заслуженный артист РФ Геннадий Поляков) ведут свой диалог очень органично. Но классика без экспериментов продолжается на сцене недолго. В томской культуре в последнее время не раз говорили о необходимости «инноваций в искусстве». В новом спектакле театра драмы некоторые инновации весьма резко врываются в жизнь Петербурга начала XIX века. То Молчалин набирает текст на ноутбуке. То Фамусов в финале достает мобильный телефон и нервно звонит княгине Марье Алексеевне. Но это еще мелочи. Чацкий и Фамусов, например, поют караоке «Малиновый звон», такой эпизод-вставка в «Горе от ума» вызывает некоторое недоумение. Хотя есть в комедии более органичные музыкальные решения – звучат два сохранившихся вальса самого Александра Грибоедова. 

Современность врывается в спектакль с кадрами хроники чеченской войны. Это отсылка к биографии автора и его трагической гибели в Персии, во время нападения религиозных фанатиков на русскую дипломатическую миссию. Правда, такое разовое включение в постановку биографического мотива выглядит несколько неожиданно. Зато намеки на реформу образования от полковника Скалозуба (Вячеслав Радионов) получаются вполне к месту и доказывают: Грибоедов по-прежнему современен, в России ничего особенно не меняется и вряд ли когда-нибудь изменится.

Не обошлось в «Горе от ума» без танцев. В спектаклях Сергея Куликовского им почти всегда находится достаточно места. На сей раз был восточный танец (не зря по пьесе старуха Хлестова привозит с собою в гости девку-арабку), а также пародийные элементы стрип-пластики от Репетилова (Владислав Хрусталев).  

А что же Чацкий? После первого спектакля хочется добавить герою Максима Коваленко горькой иронии, пылкости, непримиримой честности. Тогда и сопереживать Чацкому зрители будут сильнее. Пока же Чацкий и Софья (Светлана Соболь) остаются несколько в тени других героев. Внимание притягивает выразительный и вполне обаятельный Фамусов, стремительная Лизонька, гротескный Скалозуб. Колоритные гости на балу (своей пластикой, жестами князь Тугоуховский (Владимир Козлов) и в небольшом эпизоде без слов срывает аплодисменты). Но главное – в театре звучит грибоедовский текст, который еще его первые критики назвали «пьесой для чтения», не для сцены. А перечитывать или слушать «Горе от ума» можно сколько угодно. 

Текст: Мария Симонова 

Фото: Ольга Хорошилова