Концерт Vintskevich & Taylor Quartet: Драйв настоящего джаза

Концерт российско-американского Vintskevich & Taylor Quartet состоялся в четверг вечером, 21 апреля, в Большом концертном зале филармонии. На афишах, которые приглашали на мероприятие, было написано: «Настоящий джаз для истинных ценителей». И публики, по существу, пришло немного. Что не удивительно: краткое и не вполне вразумительное паблисити лично я видела только в одной из социальных сетей. Однако афиши, даже если их внимательно читать, могут рассказать не все, потому начну с представления музыкантов.

!cut

Итак, Леонид Винцкевич (рояль) – заслуженный артист, заслуженный деятель искусств,  бессменный арт-директор и организатор Международного фестиваля «Джазовая провинция».

Джоэл Тэйлор (ударные) – один из наиболее востребованных и универсальных барабанщиков в современном джазе. Играет и записывается с такими гигантами как Stanly Clark, Allan Holdsworth, Frank Gambale, Brian Bromberg и другими.

Кип Рид (бас-гитара) – один самых востребованных басистов Нью-Йорка. Гастролировал с разными музыкантами и коллективами от Донны Саммер до оркестра Гила Эванса.

Николай Винцкевич (саксофоны) – лауреат премии «Джаз-Ухо-98», также был удостоен чести играть в Америке с Lionel Hampton Jazz Orchestra и с самим маэстро.

На томском концерте музыканты представляли новый альбом «Singularity», а также другие композиции Леонида и Николая Винцкевичей. 

С первого номера музыкантам удалось настроить публику на романтический джазовый лад балладой дуэта фортепиано и саксофона. На второй композиции наступило то, ради чего, собственно, музыканты - на сцене, а публика - в зале.  Известно, что в первом отделении коллектив обычно раскачивает себя и зрителей, и только во втором наступает ощущение всеобщего джема. Так вот, после выхода на сцену барабанщика Джоэла Тэйлора и бас-гитариста Кипа Рида стало ясно, что именно чопорные музыковеды называют избитым словосочетанием «великолепный ансамбль»: абсолютная сыгранность, идеальная ритм-секция (по меньшей мере, вживую такой я не слышала в Томске давно или же никогда). Каждый музыкант в своем амплуа неповторимой индивидуальности, которая органично вписывается в общую картину.

Великолепные джазовые пейзажи, оттеняемые прозрачными аккордами рояля, бриллиантовая россыпь пассажей саксофона в лирических композициях. Сладострастное соло саксофона сопрано в “Vive le amor”, которую также можно слышать в исполнении солистки New York Voices Ким Назарян.  ”Keep This Feeling” – задумчивая румба, исполненная чарующим голосом альта. Конечно, такую классику как босса-нова и румба музыканты подают сообразно своему музыкальному вкусу и современному звучанию. Но классичность от этого только выигрывает. 

Кстати, первые композиции не объявлялись, что дало возможность почувствовать, понять и полюбить этот джаз. В эпоху интернета, когда знакомство с творчеством исполнителя происходит по одному-трем произведениям, прослушанным или скачанным в сети, такое непосредственное погружение в собственно музыку – роскошный подарок  меломану. 

В средне- и быстро-темповых композициях  очень впечатлили ритмические находки: нервные фанковые басы, оттеняющие железо и медь ударных, а также чечетка на ободке малого барабана и альта (разумеется, палочками) на фоне октавного квакания баса (гитарный эффект, дающий схожий с человеческим голосом звук). …“In Singularity“, “Pep’s Home“, “Dominicana“. Последняя очень удивила эклектичностью гибкой, темпераментной латины и современного hard bop. 

Отдельно отмечу «Хор села Фощеватово», что стала кульминацией концерта. То классические повторяющиеся джазовые басы, то южнорусские напевы, то модуляции классической гармонии. А в конце, саксофон и бас провели главную тему в унисон, как и положено в русской народной. Публика была в восторге. И только зал встал – музыканты ушли за кулисы.

На бис, тем не менее, сыграли.  Как объявил Леонид Винцкевич, «пьесу, с которой начинался джаз» - “When The Saints Go Marching In”. С виртуозно пропущенной ноткой в известной всем теме. Справедливо замечено одним из зрителей, «впечатление именно лица не общим выражением». Это верно. Когда играют профессионалы такого уровня, джаз превращается в праздник, который навсегда остается с тобой. И остается надеяться, что квартет еще не раз будет в Томске.

Текст: Тома Сандерс

Фото: Ольга Хорошилова