Интервью с сальсеросом Алексеем Алексенцевым: "Сальса делает мужчин настоящими мужчинами"

В Томске выдались выходные в ритме сальсы. Люди, всерьез увлеченные этим танцем, появились в городе сравнительно недавно, но они быстро осваивают новое направление. Провести мастер-класс на базе томского сальса-клуба танцоры пригласили одного из лучших преподавателей России - Алексея Алексенцева. Он руководит московской сальса-студией «Своя школа», а также организует крупные проекты, такие, как премия Salsa Night Awards, как крупный российский интернет-ресурс salsa-info.ru.

В Томске Алексей не только проводил мастер-классы, но и участвовал в вечеринках – крупном опен-эйр на центральной площадке Городского сада и сальсе-вечеринке в клубе. Правда, клубная вечеринка тоже превратилась в опен-эйр, поскольку неизвестный сообщил, что в здание, где расположен клуб, заложена бомба. Танцоры не растерялись и продолжили танцевать на автостоянке возле магазина. А Алексей в этом время рассказал нам об особенностях российской сальсы, томской сальсы и объяснил, что дает любовь к этому танцу.   

!cut

- Алексей, в чем сходство сальсы и уже давно известных в России бальных танцев? Можно ли сказать, что сальса вышла из латины?
- Ничего общего. Наверно, общие корни, существуют, но латиноамериканские спортивные танцы - это серьезный, тяжелый спорт, чтобы достигнуть результатов, приходится пахать. В бальных танцах - выматывающие тренировки, опасность травм. Это кривой путь к смерти (прямым считается алкоголь и сигареты). А вот сальса – это просто развлечения. Да, она требует некоторых затрат энергии, но в целом все просто. !cut

- Сколько надо тренировок, чтобы освоить азы?
- Танцы это знания, знания годами не измеряются, а проверяются. Кому-то хватает недели, а кому-то нужны годы.

- Можно ли сегодня говорить о таком направлении, как российская сальса?
- Конечно! У нас же свой менталитет. Например, на Кубе совершенно спокойно можно идти за красивой девушкой и кричать на всю улицу, как она прекрасна, и как бы ты хотел быть с ней рядом. У нас же за такое поведение можно по шее схлопотать. Причем даже не от влюбленного джигита, а от самой девушки. Есть у российской сальсы и свои плюсы по сравнению с европейским и кубинским подходом. Как стоять, как подавать некоторые движения - некоторые формы неприемлемы на Кубе, но возможны у нас.

- Есть такая точка зрения, что сегодня сальса теряет кубинские корни…
- А что в этом плохого? Строго говоря, сальса пришла к нам из Америки. Хотя изначально корни у нее были кубинские, и местный колорит полезен для того, чтобы понять движения. Так что все равно надо узнавать Кубу. Только познакомившись с культурой придешь к пониманию, почему движение делается именно так, почему такое сочетание элементов и музыки. Впрочем, если ты учишь иностранный язык, то тоже неплохо понимать, откуда что пришло, какая в стране природа, культура и традиции.

- Вы вели в Томске мастер-классы. Что можно сказать о наших танцорах?

- Это уровень Томска. В Москве есть те, кто танцует сальсу лучше, есть те, кто хуже. Нет четкой шкалы для определения уровня. Есть определенные условия, при которых сальса развивается. В Томске этот танец недавно, не те 10-15 лет, что в Москве. Город находится достаточно далеко от Москвы, Питера, Ростова, где сильные школы, да и до Кубы от вас далековато. Так что все нормально, все в Томске развивается хорошо. Ребята берут материал. Оценивать уровень вообще  не моя компетенция. Моя задача – научить, сделать так, чтобы все хорошо смотрелось.

- Томские мастер-классы чем-то особенны или есть стандартные программы?
- У нормальных преподавателей нет стандартных программ. Ведущие преподаватели из местной школы приглашают нас, есть считает, что мы нужны их студии, и высказывают пожелания, чему именно они хотели бы у нас научиться. Мы приезжаем и смотрим, готов ли народ к этому материалу. Иногда видишь, что танцоры не тянут, и несколько снижаешь темп. А бывает, начинаешь мастер-класс, и понимаешь: ты слишком плохо думал о людях, они легко берут все, и, соответственно, надо давать больше. Мастер-класс зависит от многого: и настроение, и уровень подготовки, а бывает – просто луна не та, и поэтому не получается. Или ты не нашел общий язык, и немного материала удалось дать. Иногда же все занятие даешь новый и новый материал, и понимаешь: вот, не зря съездил.

- Как на ваш взгляд – холодная Сибирь и жаркий танец сочетаются, или сибирякам сложнее танцевать сальсу?

- Я видел сибиряков, у них две ноги, руки, одна голова, один корпус… Что касается темперамента, то о нем, как и о сложностях русского характера, пускай размышляет классическая литература. Уверен, в Сибири есть и спокойные ребята, и взрывные, и грустные. Количество характеров и темпераментов велико. А холодные температуры влияют на количество затраченной энергии для достижения результата в пластике и координации. С теплой, прогретой мускулатурой, танцевать проще. Возьмите любого загорелого танцора-кубинца, оденьте его в шубу и пускай он 2-3 года здесь поживет, тогда мы посмотрим на его пластику. Мышцы - это мышцы, физику никто не отменял.

- А есть люди, которых невозможно научить танцевать сальсу?
- Есть. Это клинические дураки. Серьезно – это человек, который не хочет танцевать сальсу, но идет на занятия. Он себе говорит, что хочет – потому что это модно, потому что все его друзья танцуют, потому что вокруг красивые женщины. Но он только внешне хочет танцевать, а внутри нет, и при этом все равно идет в студию… Его научить невозможно. Хотя если поменять преподавателя, то, возможно, они найдут какие-то общие потоки, и этот человек начнет получать от сальсы радость.

- У вас есть «Своя школа» сальсы, ей уже больше 10 лет… В одном из интервью вы сами себя называли самоучкой и рассказывали, что студию открыли по совету друзей, предложивших начать делиться своими умениями. Со временем вы осваиваете что-то новое, или в этом нет необходимости?
- Ничего нового в сальсе быть не может. Мы как преподаватели ничего нового не придумываем, просто даем свою интерпретацию. Это тоже самое, что писать одни и те же слова разным почерком.

- Вы суровый преподаватель?
- Я суровый преподаватель на уроке. На танцполе мне мнение ученика неважно, и мне безразлично его положение, доход, возраст. Министр или студент, мне все равно…Хотя министров на занятия пока не приходило, но менеджеры высшего звена и старшие офицеры у меня учились. Совершенно разные люди любят сальсу.

- Алексей, а что сальса дает для жизни?
- Практически все. Предмет, который не преподается, но который мы невольно изучаем - это навыки общения. Женщины становятся женственнее. А мужчины, чего, мне кажется, сейчас часто не хватает, становятся настоящими мужчинами. Они учатся заботиться о дамах, ухаживать за ними. Сальса – это во многом танец-ухаживание.

- Московские танцовщицы на форумах жалуются, что российские партнеры в сальсе значительно уступают тем же кубинцам…
-   Дело в разных традициях. Когда мальчишка-латиноамериканец любит девушку, у него все искренне, но вот он увидел другую, и уже без ума от нее. Брошенная девушка страдает… Эти постоянные страсти для латиноамериканцев традиция, свойство культуры. У нас все немного по-другому.  У нас скоро зима и надо к ней подготовится… Наш мужчина девушку любит, но так ярко, как на Кубе, свои чувства не выказывает. Для российского мужчины серьезный шаг что-то сказать девушке, а для латиноамериканцев те же слова - обычные традиции.

- Что для сальсерос вершина, к чему все, танцующие сальсу, стремятся?
- Каждый для себя ее выбирает. Сальса хороша тем, что дает свободу. Нравится ходить на занятия и танцевать только в зале – пожалуйста, занимайся, хотя это достаточно бестолковый подход,  но никто ничего не скажет. Танец может стать способом познания другой культуры, понимания чужих Богов. Главное - свобода выбора. Хочешь - танцуй только со своей партнершей, хочешь – меняй на каждый танец. Хочешь выступать – найди, где проводятся конкурсы, и борись за медали.

- Что делать тому, кто незнаком с сальсой, как определить, будет ли ему интересно осваивать этот танец? Посмотреть видео-урок, пойти на вечеринку?
- Первым дело лучше просто прийти на какой-нибудь опенэйр, дискотеку и посмотреть, насколько тебе импонирует происходящее. Научится танцевать по видео невозможно. Даже самый лучший мастер по видео не укажет на твои ошибки. Если понял, что неплохо бы этим заниматься, то надо идти по школам, причем лучше посетить все студии, которые есть в городе, чтобы потом не терзаться сомнениями: «Я пришел не туда!». Личность преподавателя и открытость ученика этому преподавателю дорогого стоит. Так что на взаимоотношения с преподавателем важно обращать внимание. Потом, когда уже сформируются навыки принятия материала, можно идти и к тому мастеру, который сначала не понравился - материал у него ты сможешь взять, происходит определенное взросление, рост мастерства.

- Насколько это дорогое удовольствие – занятия сальсой? Надо ли покупать специальную обувь, костюмы?
- Можно танцевать в чем угодно. Специальная обувь, конечно, существует, мне однажды подарили отличные танцорские ботинки, в них было удобно, но мне лень их с собой таскать, поэтому я танцую в той обуви, в которой обычно хожу. Девочкам тоже не надо специальных платьев и туфель. В сальсе все очень свободно!  

текст: Мария Симонова

фото: Ольга Хорошилова