Группа "Нелюбова Бэнд" и немое кино с Верой Холодной

В МКЦ ТПУ 12 октября состоялось открытие сезона проекта КультСреда. На мероприятии были показаны два немых черно-белых фильма начала прошлого века с легендой российского кинематографа Верой Холодной. Фильмы озвучивала группа «Нелюбова Бэнд».

!cutНет, рояль  был  – настоящий, черный, не в кустах, а на сцене. Собственно, с него все и началось. Точнее, с  джазовых импровизаций Степана Пономарева и фраз ведущего Максима Мясоедова о кино (и музыке): «Конечно, складывается впечатление, что это было давно, и, может быть, это было неправда. Но нас с вами обмануть невозможно. Потому что все дело в таланте. А талантов у нас с вами сегодня будет много». И на сцену вышли все остальные участники - Наталья Нелюбова (вокал, гитара), Григорий Лосенков (бас-гитара), Борис Еремеев (ударные). А на экране появились титры фильма «Дети века» (1915 г.). И началась, как пишут киноведы, «простая и жестокая история из жизни маленьких людей, о том, как жена скромного служащего приглянулась богатому коммерсанту, и теперь тот намерен добиться своего». Под эти драматичные черно-белые кадры звучали песни Александра Вертинского, Петра Лещенко, русские романсы и просто импровизации.

Надо сказать, что смотреть немое кино очень непривычно. Здесь однозначно нужна богатая фантазия (такой развивающий вид культурного досуга - психологи уже оценили, ага). Во-вторых, выступление «Нелюбова Бэнд» - это, вне всякого сомнения, отдельное шоу. В итоге ты чувствуешь себя почти мартышкой из анекдота: то ли следить за развитием событий на экране, то ли наблюдать как Наталья Нелюбова и ее группа making music? Впрочем, ко второму фильму почти привыкла смотреть немое кино. Однако о музыке отдельно все же скажу. Греческий сиртаки, изменяющийся в регтайм, затронул какие-то балканские струны души. «У самовара я и моя Маша», исполняемое во время сцены на пикнике – любому русскому близко и понятно. Авангардный джаз в самых драматических сценах критике и обсуждениям не подлежит. Ах, да еще живой аккордеон Степана Пономарева в песне «Вдыхая розы аромат». В общем, прошлись по ностальгии поколений.

Второе кино «Жизнь за жизнь» (1916 г.) о влюбленности двух сводных сестер Наты и Муси Хромовых в светского щеголя и мота князя Бартинского. Этот фильм был уже с титрами. И потому смотреть его было понятнее и занятнее.  Так, например, сцены любви, романс «Ночь светла, окно открыто в сад, и титры «Ната принимает приглашение князя» немного пощекотали коллективное бессознательное.

«Верите ли вы в перевоплощение? Мне кажется, мы любили друг друга много лет назад» (ну а здесь уже Фрейд аплодировал стоя).  Титры к сценам сами по себе добавили немало впечатлений: чего только стоила драматическая сцена на экране и заставка «Душевные переживания» сразу после нее (что повеселило публику).

Затем, по сюжету, князь женится на Мусе из-за большого приданного. И дальше все как в жизни: «Муся мне нужны деньги. Дайте чек». «Муж проигрывает деньги на скачках»  и прочее. А музыка аккомпанировала: «Теперь ему вы целовали ноги, а он ушел и сундучок унес». Сильнее (и стильнее) некуда. 

Ах да, чуть не забыла едва заметный импровизационный намек рояля на “Happy Birthday To You” при озвучивании дня рождения госпожи Хромовой и получилось весьма интересное культурологическое  путешествие и этакое салонное развлечение. Как модно сейчас говорить, «два в одном».

Описывать немые фильмы да еще с профессиональным озвучиванием  – дело неблагодарное. Что было в финале картины – пишут в интернете. Меня же более всего впечатлили последние титры «Под влиянием любви женщина забывает все», а также роскошное исполнение песни «Без женщин»:

Как хорошо без женщины, без фраз,
 Без горьких слов и сладких поцелуев,
 Без этих милых, слишком честных глаз,
 Которые вам лгут и вас еще ревнуют!
И далее по тексту и «Кiнецъ».

P.S. В конце написания этой статьи меня почти сразил Гугл, выдав следующее: «Спросите у экспертов «Как хорошо без женщин и без фраз». О чем это он? Послушайте Вертинского. Кажется несовременным? Тогда без вариантов – "Нелюбову Бэнд".

Текст: Саша Светлова.