Интервью с балетмейстером Валерием Терешкиным: «Если ребенку отказать в праве танцевать, у него могут возникнуть комплексы»

«Свободный балет» Валерия Терешкина» является уникальным для России хореографическим коллективом, соединившем в своем творчестве традиции мирового джаза и русской танцевальной культуры. Постановки этой танцевальной труппы из Красноярска хорошо известны жителям Америки и Чехии. А вот по соседним сибирским городам гастролируют они нечасто - в Томск танцоры приехали впервые за последние десять лет. Не многие знают, что на джазовом конгрессе в Чикаго (США) – мировом центре джаза – красноярский «Свободный балет» Валерия Терёшкина получил высшую награду – «Золотую туфельку», также были завоеваны награды в Германии и во Франции.

!cut

27 января на сцене БКЗ томским зрителям было показано уникальное шоу – коктейль из зажигательных танцевальных хитов, демонстрирующих, насколько многогранным может быть джаз. А перед концертом основатель и бессменный руководитель труппы Валерий Терешкин дал корреспонденту «Афиши» эксклюзивное интервью.

- Как рождаются ваши спектакли?
- Музыка всегда первична! Причем джазовая. Некоторые балетмейстеры ищут музыкальный материал под свой замысел. Я же, наоборот, всегда вдохновляюсь только музыкой. Люблю открывать для себя новых музыкантов и часто использую музыку композиторов, которые мало известны в России. Так недавно я поставил балет «Движение к истине», в котором наряду с музыкой Игоря Корнелюка, использовал музыку неизвестного в России американского композитора итальянского происхождения Анджело Бадаламенти. Получился очень интересный синтез.
Обычно использую музыку современных американских композиторов, как легендарных - Джорджа Гершивина, Дюка Эллингтона, так и малоизвестных в России, но очень популярных в США – Гарри Конника, моего кумира Билла Ваймена.
Большинство спектаклей делаются «для души», но иногда мне приходится работать и над госзаказами. Так, нам заказали спектакль к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. И эта постановка - «Тыл» -  с огромным успехом идет вот уже два года.

- Этот спектакль тоже основан на джазовой музыке?
- Да. Дело в том, что в 40-50-е годы в Советском Союзе был очень популярен джаз: от песен Леонида Утесова до трофейной музыки. В нашем спектакле мы использовали в числе прочего и ретро-материал Гарика Сукачева, песни известного советского композитора Модеста Табачникова, репертуар Марлен Дитрих.

- Знаю, что вы стремитесь очень часто обновлять свой репертуар. Как-то даже сказали: «Я не могу позволить себе роскоши из сезона в сезон работать старый репертуар. Есть зритель, который нас любит и не простит нам, если мы будем предлагать ему нафталин».
- В балете принято ставить новые спектакли каждые два года. Я считаю, что это неверно. И дело тут не только в зрителе. И балетмейстеру, и артистам необходимо постоянное движение, перемены, иначе артист деревенеет и тупеет. Представляю, как тяжело, например, приходится артистам народного жанра, которые вынуждены исполнять десять-двадцать и даже пятьдесят лет один и тот же репертуар. Наследие-наследием, но ведь, если ежедневно слушать одну и ту же музыку, можно просто сойти с ума. Чтобы артист балета и балетмейстер развивались, нужно работать, не бояться идти на эксперименты и постоянно ставить-ставить-ставить новые спектакли.

- У вас есть кумиры в области танца?
- Я обожаю бродвейского режиссера Боба Фосса. Меня восхищают его смелые решения. Он не балетмейстер, а  режиссер, но учить танцам так, как он, не может никто. Если бы у человека могли двигаться уши и нос, то под руководством Боба Фосса и уши с носом бы затанцевали.
Любая школа зомбирует, поэтому профессиональный балетмейстер часто боится выйти за рамки традиций, сделать «как не положено». А Боб Фосс не знал, что положено, а что не положено, он не боялся поставить все с ног на голову. Кстати, интересное совпадение: наш «Свободный балет» начал свое существование в 1987 году, и в том же году ушел из жизни Боб Фосс.

- Как подбираете артистов, часто ли меняется состав труппы?
- В нашей труппе 21 человек. Текучка, конечно, есть, ведь джаз – дело молодое. Если народные танцы артист может танцевать до пенсии, просто надев шубку и скрыв недостатки фигуры, то в джазовом балете так не получится. Конечно, и в моей труппе есть актеры, которые танцуют много лет – это фанаты джазового танца, они следят за своей культурой тела, постоянно стараются быть в форме. Такие люди танцуют до пенсии, а артисты балета выходят на пенсию через двадцать лет – то есть к тридцативосьмилетнему возрасту. Хотя в нашей труппе сейчас есть артисты почти пенсионного возраста, которые работают и выглядят, как молодые.
В труппу я принимаю преимущественно профессиональных танцоров - выпускников хореографических училищ и академий танца. Однако есть самородки – очень одаренные выпускники моей детской студии танца.

- Ваша детская студия работает по американской методике: вы принимаете туда ребятишек вне зависимости от их способностей к танцам. Для российских танцевальных школ – это непривычный подход.
- В советских школах танца действительно существовала жесткая методика отбора: ты - можешь танцевать, а ты - не имеешь на это право, потому что слишком пухленькая или у тебя нет чувства ритма. Благодаря такому подходу сотни детей, которым было отказано в праве учиться танцевать, получили огромные комплексы на всю свою дальнейшую жизнь. Американская же методика отличается благородством. И музыкальный слух, и чувство ритма можно воспитать. Я считаю, что любой ребенок имеет право учиться танцевать. Пусть повзрослев, он сам сделает свой выбор и поймет, что карьера танцора не для него. Но зато он соприкоснется с этим искусством, освоит танцевальные азы и не получит комплексов. Поэтому мне хотелось бы обратиться к родителям: мамочки, будь внимательны, и ведите своих детей только к тем педагогам, которые не делят детей на одаренных и не одаренных.
Кстати, в нашей школе со всеми ребятишками работает пять педагогов, что тоже способствует тому, чтобы дети не попадали в категории «любимчиков» и «нелюбимчиков». Ребенку есть, к кому прильнуть, он может выбрать себе педагога, который ему больше нравится. Ведь, как показала практика, если с детьми занимается один педагог, то и отсев получается более жесткий, и ребенок раньше уходит из танцев.

- Какую программу вы подготовили для томичей?
- В последний раз мы были в Томске десять лет назад. Поэтому сейчас мы, прежде всего, хотим понравиться томскому зрителю, завоевать его. И программа, которую мы привезли, носит больше развлекательный характер – это джазовая зажигательная музыка. Мы решили показать томичам несколько блоков – арабский, французский, итальянский, афроамериканский джаз, а также ретроджаз.
К сожалению, сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация, и мы гораздо чаще выезжаем на гастроли в Европу и Америку, а не в соседние города. Одиннадцать раз мы были в Америке, девять раз в Чехии, дважды в Мексике, выступали в Германии, Франции, Китае, Японии…

- Заграничный зритель чем-то отличается от сибирского?
- Да. Сибирский житель сначала ведет себя очень сдержанно, присматривается, и, если ты ему понравишься, то он откроется и «унесет тебя на руках». Примерно такая же реакция у французского и итальянского зрителя. В Москве люди более раскрепощенные. И совсем другой американский зритель. Он более открытый, загорается сразу и не стесняется выражать свой восторг с первых же минут выступления.

- Увы, не все сибирские зрители способны проникнуться любовью к джаз-балету. Я прочитала недавно, что в Норильске ваша труппа была втянута в скандал: один из зрителей пожаловался в прокуратуру на то, что в вашем спектакле одна из девушек танцует полуобнаженный.
- Речь идет о фрагменте афроспектакля «Эфиопская свадьба». В 1976 году я сам был в Эфиопии, изучал фольклор. Национальный костюм жительницы Эфиопии – коротенькая юбочка и голая грудь. Эпизод с девушкой, танцующей в полуобнаженном виде идет на сцене две минуты. Мы с успехом танцевали этот спектакль два года, и абсолютно никто не придавал особого значения этому «безнравственному» эпизоду. И вдруг один из зрителей пожаловался, что ему был нанесен моральный ущерб. Какой именно моральный ущерб, я не знаю. Не знаю также, почему этот человек не жалуется на огромное количество эротических программ, которые сегодня идут по российскому телевидению. Как бы то ни было, но нас была подана заявка в прокуратуру.

- И чем это кончилось?
- Ничем. Такое поведение просто вызывает улыбку снисхождения. Мы ведь не просто выпускаем полуобнаженную девушку на сцену, чтобы привлечь зрителя или поддразнить его. Такой облик актрисы – это элемент Африки, костюм спектакля, разработанного очень талантливой художницей Еленой Грасс. Кстати, на том концерте было много пожилых людей, и все они с восторгом аплодировали нам.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Ольга Хорошилова