Это бесконечное наказание: В ТЮЗе состоялась премьера спектакля по Достоевскому

- «За что вы меня так любите?!» - отчаянно кричит Раскольников. В зале тусклый свет, на сцене декорации – полотно с мутными контурами Петербурга. Свободного пространства очень мало, и герои, и зрители испытывают на себе гнетущую атмосферу замкнутого небольшого помещения.

Впрочем, спектакль по роману классика Достоевского и не может смотреться легко – слишком много боли заложено уже в тексте. Хотя текст всем известного «Преступления и наказания» в новой постановке томского ТЮЗа достаточно изменен – режиссер из Рыбинска Александр Загораев представил свою инсценировку по мотивам романа. В его версии это экзистенциальная драма «Наказание».

!cut

Александр Загораев уже знаком томским зрителям. «Наказание» - его третья работа в Томске. Весною прошлого года он поставил в ТЮЗе мелодраму «Ночь святого Валентина». После этого спектакля его пригласили туда на должность главного режиссера, но из-за обстоятельств непреодолимой силой, какими стал весенний томский театральный скандал, ТЮЗу не удалось обрести художественного руководителя. Зато сотрудничество Александра Загораева с томскими театрами продолжилось. В декабре в Драме прошла премьера его постановки «Старик» (этот спектакль стал бенефисом народного артиста РФ Дмитрий Киржеманова). А в феврале на малой сцене ТЮЗа состоялась премьера «Наказания». Вероятно, это не последняя работа режиссера в нашем городе – новые идеи и планы уже обсуждаются.

Нынешняя премьера родилась из размышлений режиссера на тему в чем же наказание Раскольникова. Название изменено неслучайно: преступление в этой постановке не главное:

- Где же наказание человека, который так и не раскаялся, даже на каторге? Для меня в этом спектакле было главным показать метафорическим языком сознание и муку Раскольникова, - поясняет Александр Загораев. – Все, что происходит на сцене, на самом деле творится в голове Раскольникова. Это его бред, это его личный Ад, это бесконечно повторяющиеся в его голове беседы. В них, на мой взгляд, и заключается его наказание.

В самом начале спектакля белый купол в центре сцены поднимается вверх, словно запуская зрителей в сознание Раскольникова (Антон Черных). Дальше на глазах у зала он будет встречаться и вести мучительные разговоры с сестрой Дуней (Мария Суворова), следователем Порфирием Петровичем (заслуженный артист Бурятии Всеволод Трунов), с Сонечкой Мармеладовой (Ольга Райх), со Свидригайловым (Александр Винниченко).

Оформление сцены (художник спектакля Леонид Пантин) очень лаконично. Пара предметов деревянной мебели, белый купол, слегка размытые грязно-желтые (этого болезненного цвета, как и полагается у Достоевского) контуры  Петербурга. Минимализм, практически никаких деталей. Все внимание сфокусировано на героях. Перед зрителями постоянно находится Раскольников и по очереди на сцене появляются те, диалоги с кем он беспрерывно прокручивает в памяти. Вот Дуня – сильная, решительная, до последнего не верящая в вину брата, убежденная в его благородстве. Вот ироничный и вместе с тем сочувствующий Порфирий Петрович, сводящий Раскольникова с ума своими вопросами и подозрениями, и вместе с тем убеждающий его признаться, раскаяться: «Придете – и сбавка будет!». Вот колоритный, снисходительно-насмешливый Свидригайлов (сцены с ним порою дают редкую в этом тяжелом спектакле возможность улыбнуться), убеждающий Раскольникова в их похожести. Конечно, мучительны воспоминания о встречах с Соней – с такой безграничной любовью это кроткая хрупкая девушка на него смотрит, так отчаянно ищет оправдания его преступлению, так упорно верит в то, что Раскольников раскается.

Антону Черных, сыгравшему Родиона Раскольникова, в спектакле приходится сложнее всех. Это вторая серьезная работа молодого артиста (первой стала главная роль в «Темных аллеях»). Иногда его слишком экспрессивные крики кажутся гротескными, трагедия в те моменты грозит превратиться в фарс, а тяжелая и погружающая зрителя в мир навязчивого бреда героя атмосфера разрушается. Возможно, со временем артисту удастся немного смягчить интонации. Кстати, интересно будет посмотреть, каким окажется второй Раскольников – в спектакле два состава артистов, исполняющих роли Раскольникова и Сонечки. В скором будущем свою премьеру «Наказания» сыграют Андрей Гарбар и Евгения Петрова.

Другой важный момент – как воспримет спектакль публика. Более 10 лет назад в Томске уже шел спектакль по «Преступлению и наказанию». Замечательного «Раскольникова», постановку Романа Виндермана в «Скоморохе», часто смотрели не желавшие прочитать текст Достоевского школьники. Судя по их поведению, учителя просто заставляли детей знакомиться со спектаклем по произведению из списка обязательной литературы. В итоге, например, сцена убийства казалась этим зрителям прекрасным поводом для громкого хохота.

Александр Загораев признается, что зрителей-школьников не боится. Спектакль рассчитан на склонную к размышлениям молодежь, и именно ее режиссер предполагает видеть в зале. Тем более, что узнать подробный сюжет романа инсценировка не слишком поможет. Лучше спектакль смотреть тем, кто читал «Преступление и наказание». Впрочем, режиссер надеется, что если в зале окажутся еще незнакомые с оригиналом зрители, то после просмотра спектакля они уж точно захотят прочитать роман Достоевского.

Текст: Мария Симонова

фото предоставлено ТЮЗом