От мате до шоколада: мастера чайного кунг-фу вышли на татами в Томске

Чайные мастера, сомелье, титестеры и просто ценители и поклонники хорошего чая съехались со всей Сибири для обмена опытом в Томск на три дня. В течение этого времени в городе повсеместно говорили о чае, заваривали его и, конечно же, пили. Теперь с уверенностью можно говорить, что IV Сибирский Открытый конкурс-фестиваль чайного мастерства состоялся.

Широкий интерес к китайской чайной культуре в России появился около десяти лет назад, когда в Москве состоялись первые российские чайные праздники-фестивали. В Сибири «колыбелью» чайной культуры стал в свое время Новосибирск – именно в этом городе в 2005 году прошел  I открытый конкурс чайного мастерства. В 2011 году конкурс стал уже частью большого Чайного фестиваля, который стал проводиться в Томске, расширив при этом географию мероприятия: участниками стали жители Сибири, Урала и даже Санкт-Петербурга.

!cut

- В России чайное движение географически распространялось по двум направлениям: из Новосибирска и из Москвы, - рассказывает один из основателей Новосибирского чайного клуба «Баолинь» Владислав Ильин. - Разница между этими направлениями - в динамике развития. Как известно, почти любое явление начинается романтиками, потом уже переходит в прагматичную плоскость (на этом хочется зарабатывать), а потом превращается в некоторую рутину. Поскольку в Москве все процессы идут интенсивнее, переход в прагматику произошел быстрее. В Сибири же, особенно в Томске, еще сохраняется романтический аспект, еще идет творческая фаза, поэтому фестивали для нас так актуальны.

Нынешний IV Открытый конкурс-фестиваль чайного мастерства собрал уже более ста участников, а в чайном «кунг-фу» состязались 19 человек из Томска, Северска, Омска, Новосибирска, Красноярска, Тюмени, Перми и даже далекого Северодвинска. Их мастерство оценивали заслуженные эксперты: основатель чайного клуба «Баолинь» Владислав Ильин, психотерапевт Роман Поздняков, титестер Фархат Джа и оснватель «Чайной обители» Андрей Никитин. Жюри обращало внимание не только на технику конкурсантов и вкус напитка, который они приготовили. От участников требовалась также умение взаимодействовать с гостями чайной церемонии, понимание и проникновение в процесс.

- Если говорить о конкурсной части, то она почти никак принципиально не отличалась от того, что было в прошлом году, - поясняет основатель томской «Чайной обители» и компании «Братья Ча Джай» Андрей Никитин, - Мы осознанно стараемся удержать более менее-стандартный и понятный людям подход, чтобы нашим постоянным конкурсантам было понятно, что их ждет. Многие участвуют в конкурсе не впервые, и это правильно: в чайном мастерстве всегда есть возможность учиться и совершенствоваться.

Слова Андрея Никитина оказались справедливы: некоторым из победителей прошлых конкурсов чайного мастерства в этот раз не удалось дойти до финала.

В финале конкурса лучшие из лучших демонстрировали фирменные секреты своего мастерства. Новосибирец Антон Трегубов варил по своему рецепту пуэр на молоке. Алексей Фирсов демонстрировал жюри свой метод прожаривания чая на живом огне – процесс, требующий от чайного мастера особого опыта. Победитель, омич Константин Цветков, приготовил для своего напитка особую структурированную воду (чай на такой воде  получается особенно вкусным). Кроме того, чайная церемония Константина сопровождалась звучанием живой музыки поющих тибетских чаш.

Справа победитель IV Открытого конкурса-фестиваля чайного мастерства Константин Цветков

- Богатство обертонов и гармоничность звучания этого музыкального инструмента благоприятно воздействует на здоровье и окружающую среду, помогает и мастеру, и гостям настроиться на определенный лад и удержать какую-то внутреннюю направляющую, которая ведет по чайному пути, - рассказывает Константин.

От мате до шоколада

В этом году в программу, помимо состязательной части, вошли лекции-дегустации «Чай с гор Уи» и «Пуэр», мастер-классы, посвященные чайным традициям различных культур – тибетской, японской и аргентинской (матепитие), уроки по прожариванию чая на огне и изготовлению керамической чайной утвари и лекция «Применение чайной традиции в психотерапии».

  
Слепая чайная церемония

 
Пожалуй, самым зрелищным и интригующим мероприятием стала «Слепая чайная церемония», подготовленная и проведенная знаменитым чайный мастером из Уфы Фархат Джа. В этой церемонии «руками» чайного мастера был две девушки с завязанными глазами. Фархат Джа руководит ими без слов, только легкими касаниями. Все три человека действовали как единый организм, а зрители, затаив дыхание, следили за безошибочными действиями «слепых» девушек-рук.

- Точность исполнения этой церемонии достигается не столько длительными тренировками, сколько умением концентрироваться, чувствовать единение друг с другом. Эта церемония родилась в нашей школе, как синтез различных практик, и больше ее никто не проводит, - пояснил Фархат Джа.

«Слепая чайная церемония» позволяет зрителям почувствовать, что в приготовлении чая важны не только технические аспекты, но и внутреннее состояние, энергетика мастера чайной церемонии, которую он передает всем присутствующим. Ведь истинная чайная церемония – это не просто приготовление и распитие чая по определенным правилам, но и существование всех ее участников «на одной волне».

Мастер-класс "Шоколад по традиционным рецептам"

Идея провести мастер-класс «Шоколад по традиционным рецептам» возникла стихийно. Просто один из участников фестиваля Алексей Трушников из Екатеринбурга (победивший, кстати, на III Сибирском открытом конкурсе чайного мастерства) является фанатом не только чая, но и различных этнических напитков. Долгое время Алексей самостоятельно собирал информацию о церемонии приготовления какао в индейской культуре, экспериментальным способом вывел несколько своих рецептов и согласился поделиться опытом с другими участниками фестиваля.

- Когда я несколько лет назад услышал о церемонии приготовления какао, связанной с индейской культурой, то просто загорелся желанием ее изучить, - рассказывает Алексей. - Очень хотелось попробовать живой какао! Ведь шоколад, который продается в магазинах, делается из промышленного какао, прошедшего технологическую переработку и потерявшего большинство своих полезных качеств. Но в России натуральный какао найти не очень легко. Мне приходится делать закупки  у московских оптовых поставщиков, которые привозят натуральные какао-бобы из Бразилии.

Рецепты и церемонию приготовления какао Алексей реконструировал буквально по крупицам: читал историческую литературу, знакомился с опытом людей из других городов, а некоторые моменты даже пытался воссоздать по фоторепортажам из иногородних чайных клубов.

- Только через полгода экспериментов, я нащупал вариант церемонии приготовления какао, который более-менее можно использовать в наших условиях.

Живые какао-бобы дают огромный простор для экспериментов. Их можно просто есть в сыром виде (или с добавлением меда).  Молотые бобы можно добавлять в различные десерты, использовать для приготовления сыроедческих сладостей или приготовления напитка какао.
Чтобы сделать шоколад по настоящему индейскому рецепту, требуется сноровка. Бобы очищаются, измельчаются, тщательно перемалываются в ступке, а затем на медленном огне растираются до состояния пасты. Когда из бобов начнет выделяться масло, следует добавить специи (стручок ванили, несколько палочек корицы, чуть-чуть красного перца), мед и продолжать равномерно растирать и перемешивать массу до состояния однородной пасты. Блюда из живого какао обладают гораздо более тонкой горечью и более нежным вкусом, нежели магазинный шоколад, ведь они не содержат искусственных добавок. Но, главное, живой какао ценится за полезные качества: они улучшают кровообращение, стабилизируют давление, снимают стресс и усталость и даже помогают похудеть!

Мастер-класс Романа Позднякова

Интересную тему, связанную с чаем, затронул на своей лекции психотерапевт из Иркутска Роман Поздняков - брат известного в Томске ИТ-бизнесмена Андрея Позднякова. Большой любитель и ценитель чая, Роман  называет этот целительный напиток «сопутствующим инструментом в психиатрии» и считает, что при работе в группе ритуал чаепития способствует разговору и самораскрытию. Не так важно, какой именно чай будут пить, главное, что этот ритуал организует пространство, помогает людям сблизиться и раскрыться.

- В последнее время в психологии появился термин «аликсетимия», означающий неспособность человека описать свои чувства. Проблема большинства современных людей в том, что они прячутся от своих чувств, потому что это больно. И в этой ситуации знакомство с чаем, возможность научиться различать тончайшие вкусовые нюансы помогает каждому из нас прислушаться к себе и, в конечном итоге «научиться» чувствовать и говорить о своих эмоциях и ощущениях.

Организаторы - «Чайная Обитель» и компания «Братья Ча Чжай» - не собираются останавливаться на достигнутом: проведение, ставшего уже традиционным, фестиваля запланировано и на следующий год.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Евгения Швецова, Роман Сусленко, Николай Федощенко, Мария Пушная