Хореограф Александр Коргинов: "Раньше бытовало мнение, что если парень танцует, он гей"

Александр Коргинов – настоящая «звезда» танцевального мира. Судья  проектов «Танцы Без Правил на ТНТ», главный хореограф проекта «Танцуй 1» и «Танцуй 2» на телеканале Муз-Тв а также других известных проектов, один из основателей студии «Мираж»… В Томске Коргинов днем судил City to City Dance Battle 2012, танцевальную битву городов, а ночью как истинный болельщик пережил горечь поражения и вылета сборной России с «Евро-2012». Энергии у этого человека не занимать – например, за небольшой перерыв на фестивале он успел и спонтанно поучаствовать в партии в стрит-болл, и ответить на вопросы «Афиши» о танцах, «звездах» и футболе.

!cut

- Александр, по каким критериям оцениваются выступления танцевальных команд на подобных конкурсах, вы как судья на что в первую очередь обращаете внимание?
- Имидж, техника, конечно, композиционные особенности танца, сюжетная линия (которая, конечно, должна быть). На некоторых танцевальных битвах оценивается еще и костюм, но в Томске нам такой задачи не ставили.

- Какое впечатление на вас произвела сибирская школа хореографии, есть ли у нее своя специфика?
- Хочется, чтобы люди несколько шире смотрели на танец. Доступ к интернету, а, соответственно, и к информации сейчас есть у всех, не важно о Москве или о Сибири речь. Везде можно посмотреть записи интересных постановок. Руководители творческих коллективов непременно должны быть в курсе всех событий. Мало только дать свою школу, надо постоянно расширять свой кругозор, смотреть различные шоу, выступления и это будет заметно по постановкам. Мне на томском конкурсе пока этого не доставало, хотя я был благосклонен, отдавал себе отчет, что «City to City» - это любительский фестиваль. Но надо людей как-то подстегивать, грамотно все разъяснять, и если они будут адекватно реагировать на критику, то фестиваль будет расцветать с каждым годом.

- Как вы стали хореографом? Сначала вы учились на медика?
- Да, причем закончил медицинский колледж с отличием. У меня семья медиков – мать и брат врачи. Но когда я попал на государственную практику на «Скорую помощь», это отбило у меня все желание становиться врачом. Дело было в начале 1990-х, в ужасном состоянии тогда находилась наша медицина. Мне просто стало страшно… В то время, в сложный переходный для нашей страны период, высшее образование перестало цениться. Я понял: хочешь жить - умей вертеться. И решил, что танец - именно то, чем я буду заниматься в этой жизни. Как показало время, я не ошибся.

- Когда вы начали танцевать?
- Еще со школьных лет. В моем поколении все самоучки – тогда в стране просто не было школ современных танцев. Мы познавали азы искусства с помощью видеоматериалов. Казалось, одна единственная видеокассета с танцами гуляла по всей стране! Нажимали паузу, рассматривали все движения, прокручивали кассету туда-обратно чуть ли не до дыр, изображение начинало рябить… Информации нам тогда очень не хватало. Но мы искали ее, занимались творчеством и получали истинное удовольствие. Так и зарождалась культура танца в нашей стране, и я очень счастлив, что оказался одним из тех, кто стоял у истоков этой культуры. Благодаря нашим рукам и ногам мы показывали  молодежи как это круто танцевать. Раньше же бытовало такое мнение: если парень танцует, он ненормальный, наверное, это гей... Такие были в СССР стереотипы. Мы их сломали -  посмотрите, к примеру, на «Юди», на этих мужиков. Кто их сможет в чем-то заподозрить? Сразу как минимум в лоб получат! Теперь у российской танцевальной культуры нормальная энергетика.

- Раньше была одна видеокассета, а теперь в интернете гигабайты информации… По-вашему, это хорошо, что она стала настолько доступна или неизвестность привлекает больше?
- Это здорово! Мой напарник по «Миражу» Влад Кузьмин (ему 42 года, он до сих пор танцует, причем во всех стилях) в 1989 году знал все танцы Майкла Джексона! Сейчас таким никого не впечатлишь, такая избитая история, а тогда его все просили станцевать. Когда он учился делать некоторые элементы, он понимал, что ему не хватает акробатики. Школы в его городе не было, так он сделал фигурку человечка из пластилина, и во время чемпионата мира по гимнастике рассматривал как делают тот или иной элемент. Начинал повторять его пластилиновой фигуркой, смотрел как ложился корпус… Так он научился делать сальто и много другое. Вот что людям приходилось придумывать! Сейчас очень много информации. Мастер-классы приглашенных «звезд», возможность поехать на учебу, видео-инфрмация… Считаю, это замечательно, надо людям в нашей стране стараться идти в ногу со временем, использовать все возможности, развиваться. Танец - это здоровый образ жизни, это то, что делает жизнь интересной, самовыражение, возможность показать себя… По-моему, всего этого так не хватает нашей молодежи!

- У вас в Москве при «Мираже» своя студия?
- Да, очень большая.

- Это туда когда-то ходили заниматься люди с охранниками, и те тоже начинали танцевать?
- Дело было еще не в студии было, я занимался с детьми известного богатого человека, хозяина  ресторана «Прага», Черкизовского рынка и многого другого. Два его сына брали у меня уроки. Возникла смешная ситуация, охранник сказал: «Можно я пиджачок и галстук скину и тоже потанцую?». И вскоре он уже зажигал с нами, явно получая от танцев  истинное удовольствие.

- Кто сегодня может попасть в вашу школу?
 - На занятия принимают всех ребятишек, а в «мастер-класс», ведущую группу, потом отбирают сильнейших. В целом у нас такая политика –  доступные для всех цены. Танцевальная студия «Мираж» работает на базе бюджетного образования. В нашей школе все равны, нет приоритетов, поэтому на занятиях потрясающая атмосфера. Никаких вольностей в отношении к другим ученикам мы никому не позволяем. Есть дисциплина. Наша школа – это еще и школа жизни, к нам же с 6 лет ребятишки приходят, они растут на наших глазах, мы несем за них ответственность, учим их верно относиться к коллегам, друзьям, преподавателям. Часто потом родители к нам приходят и благодарят, что дети стали дисциплинированными. И даже появляется такая возможность «шантажа»: «Плохо сделаешь уроки - не пойдешь на танцы». У ребят возникает лишний стимул для учебы!

- До какого возраста можно танцевать у вас в студии?
- Обычно до 22-23 лет. Потом уже работа, личная жизнь… Становится не до танцев. К сожалению, смена поколений неизбежна, надо быть к этому готовыми и проводить ее плавно, готовя старшим смену. Хотя некоторые из наших выпускников с танцами не расстаются, а после учебы сотрудничают со «звездами» - с «Тату», «Рефлексом», «Сливками», Сергеем Лазаревым и Жанной Фриске работали наши девочки. Приятно, когда нашим ученикам удается так себя проявить.

- Классический танец обычно преподают  весьма жесткие по манерам люди. А насколько у вас суровые преподаватели?
- Моя команда – это очень разные люди. Считаю, что для детей занятия должны быть в игровой форме. На них кричать бесполезно, они просто уйдут и не поймут, что от них требовалось. Когда ребенок заинтересован процессом, он будет делать все, что вам нужно. Надо увлечь его танцами. А уже с учениками повзрослее – там разные девочки попадаются (парней в студии все же гораздо меньше, чем девушек). Некоторые приходят просто потусоваться, мол «прикольно, мы по телеку вас видели!». Панибратство сразу пресекаем. Бывают разные ситуации. Одну совершенно невоспитанную девочку я как-то отчитал, так она у всех на глазах ответила мне с матом. Пришлось выставить ее за дверь, вернуть деньги за обучения и сказать, чтобы больше она в студию не приходила. Через  полгода она появилась 23-го февраля с подарком, говорит, «Это вам!». Я подумал: «Она что-то осознала!»,  мне стало приятно… Но не догадался сразу посмотреть, что в пакете. Дома открываю – а там толстая книга, вся посвященная значению того матерного слова, что она мне сказала. К сожалению, больше эту девушку я не видел, так бы книгу вручил ей обратно. Случаи бывают разные, но вообще интересно работать с молодежью - это подпитка, энергетика, ею заряжаешься и остаешься вечно молодым.

- Насколько, кстати, долго реально танцевать самому?
 - Я смотрю на своего напарника – у него в 42 года просто лошадиное здоровье! И танцует без проблем. У меня, к сожалению, так судьба сложилась, что я получил несколько серьезных травм, теперь с ними мучаюсь. Так что кому как повезет. Но я со временем стал танцевальным продюсером, директором и у меня это хорошо получается. Хореограф должен всегда развиваться, не останавливаться. Как только он скажет «Я все знаю, я лучший», так проиграет другому. Современная хореография предполагает постоянное самосовершенствование. Но мало что-то создать, очень важно уметь продать! Надо понимать, что будет актуальным, что востребованным на рынке. Не обойтись и без связей.
 
- Вам что помогает быть успешным в своей работе? Интуиция, знания, связи?
-  Огромный жизненный опыт. 10 лет в 1990-ые я отработал в шоу-бизнесе с Дмитрием Маликовым. Он работал для всех политиков, выступал для высшего эшелона нашего общества. Когда в таком коллективе работаешь, конечно, невероятный опыт получаешь, обрастаешь связями. Важным было и то, что Дмитрий очень интеллигентный человек. Я у него многому научился, и благодарен судьбе, что она свела нас с этим человеком. Мне было от чего оттолкнуться, чтобы создать свое дело.

- У Дмитрия Маликова работал «Мираж»? С кем еще из «звезд» танцевал этот балет?
- Теперь «Мираж» уже 5 лет у Жанны Фриски. Еще Варваре мы делали танцевальный номер на отбор на «Евровиденье». Я в нем сам танцевал, но, к сожалению, в финале Варвара проиграла Билану, так что на конкурс мы не попали. Зато он удачно выступил, победил. Наш хореограф Влад ставил номера многим звездам, а Леша Арапов из моего коллектива в проекте «Лед и Пламень» работал вместе с Александром Жулиным, был хореографом у чемпионов. Все эти люди - наша команда. Танцоры, хореографы – это такие теневые «звезды». Их не все знают, хотя видят их работу.

- Кто из эстрадных «звезд» сейчас уделяет особенно много внимания хореографии?
- Конечно, Жанна Фриски! Мы сейчас готовим новую постановку. Еще Сергей Лазарев. И, бесспорно, мой близкий друг (мы дружим семьями) Тимур Родригез. Он двигается не хуже лучших российских танцоров, а еще и поет! Это настоящий артист, он вне конкуренции. И я так говорю не потому, что он мой друг – были бы мы незнакомы, я бы сказал то же самое. Только слепой не заметит, как он двигается!

- Александр, вы хореограф «Танцев без правил», «Народного артиста»… Как становятся хореографом именно телевизионных проектов?
- «Хореограф» - это так красиво называется. Я бы не присваивал бы себе то, к чему не имею отношение, я скорее работаю в качестве консультанта. Когда ты судья проекта - важно увидеть, будет ли коллектив интересен людям. На «визитке» проект не заканчивается, но надо понять, раскроется ли команда в процессе конкурса.
Зрители должны видеть все самое лучшее, а не просто то, что нравится лично мне, поэтому принимать решения во время кастинга очень сложно.

- Телевизионные проекты увеличили популярность танцев?
- Да, если после «Фабрики звезд» вся страна пела, то теперь танцует. Повлияли еще и фильмы «Танцы улиц», «Step up», «Лапочка»  - столько молодежи пошло в школы со словами «Мы хотим танцевать также как они!». Раньше 4 школы было в Москве, сейчас уже порядка 380 школ.

- И последний вопрос несвязанный с танцами: знаю, вы еще и футболом увлекаетесь…
 - Я долго занимался футболом, был вратарем, теперь мой сын играет в известной футбольной школе «Чертаново». Он тоже вратарь, меня копирует, а я его учу всему, чего сам умею. Правда, в спортивный интернат я его пока не отпустил – сыну всего 7 лет, считаю, еще рано. Сам до сих пор играю – компанией собираемся и тренируемся. Есть у меня друзья среди футболистов, многих знаю из команды «звезд» эстрады «Старко». Я и болельщик, болею за «Спартак», слежу за чемпионатом, разумеется, помню вашу «Томь». Жалко команду, хорошая была, достойная, увы, что все решают финансы, и клуб покинул премьер-лигу. Но что поделать – такова жизнь.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина