Интервью с Лулой Вашингтон: "Кто такой Джеймс Кэмерон узнали из гугла!"

Они так необычно смотрятся: на улице пробирающий до костей мороз, а на сцене БКЗ афроамериканские танцоры в легких одеяниях. Причудливые ритмы их музыки среди сибирской зимы звучат очень эффектно. Впрочем, только национальными мотивами Театр танца Лулы Вашингтон на своих концертах не ограничивается. Здесь еще и смешивают модерн с хип-хопом и джазом, добавляют элементы классики (могут станцевать и на пуантах). Но постановки, основанные на движениях из африканских танцев, получаются у труппы особенно виртуозно.

!cut

Театр базируется в Лос-Анджелесе. Его художественный руководитель Лула Вашингтон основала свой коллектив 32 года назад вместе со своим мужем Ирвином Вашингтоном (с той поры он является исполнительным директором балета). А мировая известность пришла к театру позже, в 2009 году - благодаря фильму Джеймса Кэмерона «Аватар». Именно Лула и ее танцоры отвечали в кинокартине за хореографию. Впрочем, слава не изменила театр. Коллектив по-прежнему с удовольствием ездит на гастроли, охотно дает автографы своим поклонникам и находит время для интервью. Во время репетиции на наши вопросы ответили главные люди театра: Лула и Ирвин Вашингтон.

- Это ваши первые гастроли по России или вы уже бывали в этой стране?
Ирвин Вашингтон: - Здесь мы уже во второй раз. Мы впервые познакомились с российской публикой в 2010 году, когда выступили в восемнадцати городах. Но тогда мы не были в Сибири, хотя побывали в другом интересном регионе - на Дальнем Востоке, где дали концерт во Владивостоке. В 2012 году в наших планах посещение тринадцати городов. В Томске добрались на вторую неделю своих гастролей. Мы уже  11 день в России, посетили несколько сибирских городов. Хочу сразу отметить, что мне очень понравился Томск, особенно его центральная часть – здесь архитектура действительно красивая и, на наш взгляд, необычная. Вообще это было удивительное ощущение: мы так долго ехали на поезде по холодной, однообразной, бескрайней заснеженной равнине, наконец прибыли в город, и неожиданно сразу же оказались в таком замечательном месте, как Томск.

- В Сибири накануне вашего приезда сильно похолодало. Помешал ли суровый мороз танцорам?
Лула Вашингтон: - Да, у вас действительно очень холодно. Конечно, нашему театру непросто в таких условиях, мы не готовы к столь экстремальным холодам. У нас подобной погоды не бывает в принципе, ниже 18 градусов тепла температура просто не опускается. Так что все очень замерзли, и некоторые танцоры с непривычки даже получили повреждения во время подготовки к концерту. Но, к счастью, ничего серьезного. И должна признаться, что, хотя мороз нам непривычен, зато как все красиво – нас впечатлил снег, покрытые им деревья. Для нас это уникальное зрелище!

- Та программа, которую вы представляете на этих гастролях, создана специально для России, или эти же номера видят ваши зрители в любой стране мира?
И.В.: - Нет, мы всегда концертируем, показывая современные танцы. Ничего «специального» для России в нашем репертуаре не появилось. Мы стремимся демонстрировать нечто отличное от «представления об афроамериканской культуре», созданного на основе телепрограмм. Мы не танцуем обычный хип-хоп. Также мы отличаемся от классического балета. То, что мы делаем - это современный танец, смесь из джаза, этники, классики. Кроме того, у нас есть замечательный музыкант перкуссионист Маркус Л. Миллер, лидер этно-джазового ансамбля из Южной Калифорнии «Freedom Jazz Movement». Он тоже принимает участие в наших концертах, вживую исполняет музыку, у него есть сольные партии. Кстати, играть он может не только на ударных установках и барабанах, но и даже…на обычных ведрах!

- Известно, что важной целью «Театра танца Лулы Вашингтон» всегда было знакомство зрителей с афроамериканской культурой. Сейчас вашему балету уже 32 года. Как по вашему ощущению, отношение к этой культуре меняется?
И.В.: - Да. В США сейчас всем очень нравится выступления «Театра танца Лулы Вашингтон». Мы объездили с гастролями почти всю страну, и везде нас принимали тепло. У нас есть важный для нас танец «Мы носили маску», это постановка Лулы, созданная в 2006 году. В этом танце как раз и показывается, какими мы были, как тяжело нам приходилось выживать в Америке, мы словно постоянно носили на себе маску. Наш танец демонстрирует готовность сорвать с себя эту маску (солистка в номере делает это буквально, сбрасывая гротескное резиновое «лицо» и с радостью открывает свою подлинную красоту, энергию, душу). Теперь мы можем во всей полноте показать свою культуру, не скрывать, кто мы такие.

- Состав труппы вашего театра постоянен или другие танцоры имеют шансы в нее попасть?
И.В.: - У нас есть ядро труппы, те люди, что работают с нами уже давным давно. Многие приезжали в Россию на гастроли еще в прошлый раз. Но за два года появились и новички, их пять. Интересно, что двое из тех, кто присоединился к театру, прежде уже работали с нами, затем покинули коллектив, и снова вернулись. Это нормально для нашей компании. Мы позволяем нашим танцорам подрабатывать на стороне, заниматься другими проектами, а потом, если они пожелают, возвращаться в основной состав. Они все – свободные люди. Иногда они участвуют в коллективах, представляющих  современные танцы, джаз, хип-хоп, африканские танцы, а также могут проявлять себя как драматические актеры и даже петь.

- К этому их тоже готовят в вашем театре? Они специально изучают актерское мастерство?
И.В.: -  В большинстве случаев они проходят нашу школу, а Лула всех своих студентов учит актерскому мастерству. У нее такой стиль преподавательский, что без азов артистизма не обойтись.

- Лула, в вашем театре соединены разные направления танца. За каким из них, по вашему мнению, будущее хореографии?
Л.В.: - Для меня танец - это огромное пространство движений, и, как я понимаю, все основные движения родились на африканском континенте. Последние из вариаций современных танцев, которые становятся популярными – это тот же хип-хоп, он как стиль основан на элементах африканского танца. Даже если говорить о классическом балете – посмотрите на пачки, в которых танцуют солистки. Она ведь так  напоминает характерные юбки из африканских танцев! Когда изучаешь историю танца, то можно увидеть на рисунках, как выглядели этнические костюмы той или иной культуры. Так что без африканских мотивов в танцах точно не обойдутся! В целом, думаю, будущее за «фьюжн», за смесью всего, что только есть в хореографии.

- Возможно ли сегодня изобрести новые элементы, или в танцах все давно уже придумано?
Л.В.:  - Обычно каждый следующий уровень уже оказывается повторение того, что уже было кем-то когда-то создано. Мне это напоминает моду, то, как меняется одежда, которую мы носим. Мини, макси, различные фасоны - все они через какое-то время снова становятся ультрамодными. Конечно, появляются новые нюансы, может, через годы то же платье будет сделано уже из другой ткани или из пластика или станет прозрачной. Но суть-то остается прежней! Для меня следующий принципиально новый уровень танца случится уже внеземном, пока неизвестном, пространстве. Например, как это будет, коли начнут танцевать балет на Марсе? Или исполнят танцы в безвоздушном пространстве. 

- Насчет внеземного: ваш театр танца принимал участие в создании фильма «Аватар». Как началось сотрудничество со знаменитым режиссером Джеймсом Кэмероном?
И.В.: - Джеймс Кэмерон проводил очень серьезные кастинги, он просмотрел танцоров почти изо всей Америки, прежде чем нашел нас. Причем, куда бы  режиссер ни приезжал, ему все говорили: «С такой задачей вам надо обращаться к Луле Вашингтон». Но у Лулы не было голливудского агента, и Кэмерон просто не знал, как с нею связаться. В итоге он нашел в телефонной книге номер нашего театра и однажды позвонил. А Лула прежде об этом режиссере никогда не слышала. Когда он попросил ее приехать к нему в студию и обсудить работу в фильме, то моя жена сказала: «Сначала я спрошу мнение Ирвина, нашего исполнительного директора». Лула поинтересовалась у меня: «Ты когда-нибудь слышал о Джеймсе Кэмероне?». Я признался, что нет, но я же могут погуглить, и, наверное, найду о нем какую-нибудь информацию. Так и сделал, увидел результаты поиска и воскликнул: «О да, езжай к нему!». Лула встретилась с Кэмероном в его офисе. Первое, что он ее спросил, было: «Как народ племени на’ви мог бы приветствовать друг друга?». Лула сидела, по-йоговски скрестив ноги. Она ответила Кэмерону: «Например, они бы могли использовать третий глаз», – и продемонстрировала это, прикоснувшись рукой ко лбу. «Беру вас в фильм!» - восхитился Джеймс. Многие жесты, которые в фильме делают на’ви, были придуманы Лулой.  Танцовщики нашего театра участвовали в съемках. Они не просто танцевали, они совершали разные движения. Наша с Лулой дочь Тамика, танцовщица театра, тоже делала связки из разных движений, их потом использовали в фильме. Тамика была двойником и дублером актрисы Си Си Эйч Паундер (сыгравшей роль верховной жрицы Моат).

- Режиссер давал какие-то оценки работе театра?
И.В.: - Кэмерон был счастлив. Каждый раз, когда наши танцовщики приходили к нему на съемки, он просто ликовал. Он полюбил нашу труппу, наш театр – ведь с нами его работа шла гораздо быстрее. Он отмечал, что с нами за день успевает сделать больше сцен, чем за две недели с другими. Отмечал, что впервые танцоры могли быстро и правильно сделать все, о чем он их просил.

- Насколько труппе понравился готовый фильм?
И.В.: - Это кино нам на самом деле пришлось по душе. Важно, что по сюжету народ на’ви должен был победить,  что они смогли остановить захватчиков. Эта идея нам очень нравится. Ведь человеческая нация в картине часто ведет себя словно «плохие парни» (как сказали бы в американском фильме). По-моему, Кэмерон снял мудрое кино.

- Есть ли варианты продолжения сотрудничества с этим режиссером?
И.В. - Мы не ищем этой работы, мы спокойно занимаемся своим делом. Но если нам снова позвонят, мы примем участие в новых проектах. Хотя вообще нам больше нравится театр – мы любим живое общение и концерты.

Текст: Мария Симонова

Фото: Наталья Бочкова (предоставлено bkz.tomsk.ru)