Эксперимент «Городской газеты» по проникновению в мир общепита: «Позвольте сфотографировать вашу кухню?»

Знаете ли вы, как готовят еду, которую вы заказываете на дом или в офис? По голосу оператора и улыбке курьера не догадаешься, чистые ли руки у повара и где он хранил продукты для вашей пиццы или суши. «Городская газета» обзвонила фирмы по доставке еды и задала менеджерам и управляющим простой вопрос: можно ли сфотографировать вашу кухню? Что из этого получилось?

!cut

«Доставка суши и пиццы от Панды». Самый популярный ролл в этой службе доставки — лава. Для его приготовления используются сыр Филадельфия, лосось, морской гребешок, икра тобико, японский майонез и рис. В день повара готовят около 300 порций этих «сушек». Больше всего заказов на японское блюдо приходится на выходные: за два дня повара расходуют около 150 кг риса. Корреспондентам «Городской газеты» не понравилось, что повара на этой кухне работают без перчаток. Но оказалось, что согласно СанПиНу это не обязательное требование для заведений общепита. Главное, чтобы у работников были чистые руки и короткие ногти. 

В Томске работают порядка сорока компаний, которые занимаются доставкой готовых блюд и горячих обедов. Опросив знакомых, «Городская газета» составила рейтинг самых популярных из них. В первую «восьмерку» попали компании и кафе, которые делают в Томске суши и пиццу: «N-Joy», «Мир Суши», «Татами», «Доставка суши и пиццы от Панды», «Якудза суши», «Суши Тайм», «Tokyo», «Мистер Пицца». «Городская газета» обзвонила эти фирмы и попросила менеджеров и управляющих показать корреспондентам помещение, где готовится еда.

«Не входить, стерильно»

Уже по первой реакции на это предложение все фирмы можно было разделить на два лагеря. Компании, которые в дальнейшем соглашались пустить корреспондентов на кухню, не спрашивали: «А зачем?» Они лишь просили дать им немного времени, чтобы договориться о съемке с начальством и поварами. Их менеджеры отнеслись к нашему проекту не как к разоблачительной статье, а как к еще одной возможности разрекламировать себя.

Другие же сразу напряглись. Это было заметно не только по изменившемуся голосу управляющих, но и по их отговоркам. Например, практически все они говорили о стерильности кухонь, о том, что повара ходят в специальной форме, шапочках и сменной обуви. Это объясняло нежелание пускать на кухню «грязных» журналистов. Но когда корреспонденты говорили, что, если нужно, они с фотографом переоденутся в униформу, то менеджеры все равно отвечали отказом, заявляя, что любым посторонним людям вход на кухню запрещен. Почему официантам в обычной одежде в помещение заходить можно, а журналистам нельзя, никто не смог ответить.

В компании «Якудза суши» корреспондентам показали только работу сушистов. Они не готовят рыбу и овощи, а просто собирают роллы из уже нарезанных и замаринованных ингредиентов. Сушисты «катают» роллы прямо в зале, для этого в кафе оборудована специальная стойка с мини-холодильниками, полками для продуктов и рисоваркой. В соседнее помещение — настоящую кухню, где готовятся горячие блюда и делаются заготовки для суши, — корреспондентов не пустили, чтобы уберечь комнату от микробов.

Происки конкурентов?

Видимо, в сфере доставки еды очень высокая конкуренция, потому что каждый второй управляющий уточнял, а кто еще согласился на съемку и не работают ли корреспонденты «Городской газеты» на конкурентов. Журналисты рассказывали, кто согласился. «Городская газета» думала, что это подстегнет менеджеров и они согласятся участвовать в проекте, чтобы не отставать от конкурентов. Не вышло. А менеджер «Суши тайм» даже сказала, что подаст на газету в суд, если мы проберемся на кухню тайком.

Одной из последних отговорок была высокая занятость поваров. Утром, когда нет заказов, они делают заготовки: нарезки овощей, рыбы, замешивают тесто. После 11 часов они начинают готовить — и так до самого вечера. Рабочий день поваров заканчивается около полуночи, во время смены отвлекать их нельзя. Корреспонденты «Городской газеты» объяснили менеджерам, что они могут приехать рано утром, еще до начала смены, или, например, в будний день, когда не много заказов. Даже сделать короткую пятнадцатиминутную экскурсию по кухне менеджеры не согласились.

Кто отказался показать кухню?

«Татами». Управляющая суши-баром и шеф-повар отказались от участия «по личным причинам».

«N-Joy». Не захотели участвовать в проекте из-за ремонта на кухне.

«Мистер Пицца». Менеджер по доставке считает, что каждый клиент может лично приехать в кафе и получить общее впечатление, если захочет.

«Суши тайм». Менеджер компании рассказала, что клиенты могут сами увидеть, что происходит на кухне, когда приезжают за заказом. Поэтому фотографировать кухню не разрешила.

«Токио». В службе доставки нет главного. Доставкой занимается компания «Токио», а готовят повара на кухне кафе «Калиостро». Менеджер доставки и директор кафе не смогли договориться, кто из них может пустить журналистов на кухню. В итоге они предпочли отказаться от съемки.

«Мир суши». Отказались от участия в проекте, так как им «некогда заниматься организацией съемок».

Текст: Ирина Бородина
Фото: Мария Аникина