Музыкант Александр Старков: «Средневековые музыканты были похожи на современных джазменов»

Flos Florum – ансамбль экзотический. Этот коллектив из Екатеринбурга исполняет средневековую музыку, в которой завораживают уже только названия произведений: королевские эстампиды, менестрели, кантиги, баллады и виреле. Как музыка звучат и названия инструментов ансамбля: цитола, ранняя виель, лира да браччо, виола да гамба, виуэла д’арко. 21 марта Flos Florum дал концерт в Органном зале Томской филармонии. А Александр Старков, идейный вдохновитель и художественный руководитель коллектива, рассказал «Афише» о тонкостях исполнения старинной музыки и о секретах изготовления средневековых инструментов.

!cut

- Александр, при знакомстве с вашим коллективом, прежде всего, поражает ваш музыкальный арсенал. В распоряжении Flos Florum несколько десятков редких старинных инструментов с причудливыми названиями. Где вы их раздобыли?
- Часть инструментов была приобретена у российских и европейских мастеров. Но покупаем мы в основном духовые инструменты. Практически все наши струнные (смычковые, щипковые) инструменты я сделал сам. Учился этому я самостоятельно, совершенствуя свое мастерство от инструмента к инструменту. Конечно, многое приходилось узнавать из интернета: я общался с мастерами, читал их советы, способы изготовления.
Сегодня в этой сфере существуют довольно четкие стандарты. Например, скрипка должна быть сделана из клена, ее верхняя дека – из ели. Уже все сложилось, сформировалось и практически никто из современных мастеров уже не экспериментирует. А в средние века к процессу изготовления музыкальных инструментов было принципиально другое отношение. Также как музыканты играли музыку каждый раз по-новому (в средневековой музыке очень много импровизаций), так и для мастера работа над каждым новым инструментом всегда была экспериментом - с формой, с породами древесины, с декоративными элементами.

- А лично вы каких принципов придерживаетесь: средневековых или современных?

- Я, по сути, тоже экспериментатор, иначе не появилось бы нашего коллектива.

- Как вообще началось ваше увлечение средневековой музыкой?
- Одно время я сильно увлекался современной академической музыкой, пристально следил за творчеством серьезных композиторов Софьи Губайдилиной, Канчели, Пярта, Пендерецкого, Шнитке. И я почувствовал, что современная цивилизация в какой-то степени дошла до тупикового момента. Ты ищешь, что дальше, и понимаешь, что для того, чтобы открыть что-то действительно новое для современного человека, нужно идти не в том направлении. Тогда я начал слушать средневековую европейскую музыку и открыл для себя целый космос традиционной восточной музыки.
Но если традиционная восточная музыка дошла до нашего времени в таком же виде, в котором существовала одну-две тысячи лет назад, то с европейской музыкой все иначе. Она всегда шла вперед, отбрасывая прошлое. В Европе всегда, в том числе и сейчас, появлялись новаторы, которые призывали отказаться от старых форм искусства и создать новые. Я понял порочность этого принципа, и мне захотелось вернуться к корням, истокам, и дать этому новую жизнь.

- В одном из ваших интервью я читала, что вы считаете, что европейскому музыканту не стоит профессионально исполнять восточную музыку. Почему?
- Восточные музыканты никогда не признают в тебе серьезного исполнителя. Это слишком тонкое дело для европейцев. Как-то армянские дудукисты мне рассказывали про музыканта из Германии, который приехал в Ереванскую консерваторию учиться играть на дудуке: «Он больше всего на свете хочет играть на этом инструменте. Но, когда играет, все равно слышно, что человек не чувствует нашей армянской души».
Нам может нравиться восточная музыка, может казаться, что мы поняли все, что в ней заложено, но передать ее так, как это делают восточные исполнители, мы никогда не сможем.

- Почему для своего ансамбля вы выбрали название Flos Florum – цветок цветков?
- Наша основное направление – эпоха готики. А вся готика была пронизана символом цветов и темой цветения.

- Вашим музыкантам приходится постоянно осваивать новые инструменты. Это, наверное, непросто?
- Конечно! Но наш энтузиазм не дает нам успокоиться на достигнутом. Мы постоянно ищем что-то новое.

- И какой инструмент было сложнее всего освоить?
- Лично для меня (а я преимущественно играю на духовых инструментах) самым сложным было освоение шалмеев. Это средневековый предшественник гобоя. Сложность была в обращении с тростью. Любой гобоист знает, как сложно играть на тростевом инструменте. От трости, которая собственно дает звук, зависит очень многое.

- Вы сказали, что средневековая музыка дает большой простор для импровизаций…
- Стоит учитывать, что эта музыка дошла до нас из средневековья в очень схематичной записи. В те времена не было такого точного отношения к записи музыки, которое существует сейчас. Ноты были просто призваны зафиксировать самое интересное в музыке, напомнить это исполнителю. Но они ни в коем случае не дают полную партитуру звучания. Музыканты в те времена были сродни современным джазменам: есть тема стандарт, который музыкант уже развивает, как хочет. До нас, по сути, дошли только стандарты. А как их развивать, на каких инструментах исполнять – это уже сложные вопросы, и при их решении нам зачастую приходится доверять своей интуиции и творческому чутью.
Современные музыканты, которые занимаются средневековой музыкой, нередко находятся в серьезной конфронтации. Одни считают, что нужно исполнять только так и никак иначе. Другие же уверены, что средневековая музыка дает огромный простор для импровизации,  нужно идти дальше, что-то пробовать и менять, привносить свое и т.д.
Главная цель нашего ансамбля - не реконструировать средневековую музыку, а дать ей новый толчок и новую жизнь. Стилистически мы стараемся работать как можно более чисто и качественно, но при этом сама музыка нас увлекает настолько, что в ней появляются какие-то современные оттенки, даже роковое звучания. Когда мы начали играть, то поняли, насколько свежо звучит музыка, забытая шестьсот-семьсот лет назад.

- Вы постоянно узнаете что-то новое о средневековой музыке. Если ли какой-то факт, который вас особенно удивил?
- Раньше, я не предполагал, насколько сильно средневековая музыка находилась под влиянием Востока. Впрочем, для историков это очевидный факт. В Европу из восточных стран привозились ткани, украшения и много всего прочего вплоть до музыкальных инструментов. Этот пряный, восточный колорит так или иначе сказывался на мышлении европейцев, отразился на музыке. После наших концертов слушатели часто говорят нам: «Что-то звучала такая восточная музыка…»

- Многие музыканты, исполняющие раннюю музыку, одеваются для концертов в исторические костюмы. А исполнители Flos Florum заказывают для себя средневековые костюмы?

- Раньше я думал, что для музыки каждой эпохи, которую мы исполняем, нужны соответствующее костюмы. Но за время, пока мы этим занимаемся, у меня очень сильно поменялось мышление. Сейчас я на эти свои идеи смотрю даже с улыбкой, потому что они предполагают ту самую реконструкцию, «музейность», от которой мы хотим отказаться. Мы хотим избавить эту музыку от кринолиновости, излишнего декорирования и просто дать ей современную жизнь. Я считаю, что некоторые наши композиции можно играть даже в ночных клубах и на дискотеках, и молодежь будет под нее танцевать и «колбаситься», потому что она реально «зажигает».

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Владимир Коробов