Спектакли для детей с родителями, или чем живет иркутский театр кукол

На сцене театра куклы и актера «Скоморох» новые для Томска герои – на гастроли приехал Иркутский областной театр кукол «Аистенок». Сказку играют по истории, нашим зрителям совсем неизвестной. «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки» - постановка главного режиссера «Аистенка» Юрия Уткина, и текст написан им же, так что знать сюжет в Томске не мог никто. Чем интересен известный в театральном мире коллектив из Иркутска? Мы решили познакомиться с нашими гостями поближе.

!cut

- Ребята, с вами можно поговорить как со взрослыми людьми? – обращается к залу герой истории.

Со зрителями в этой постановке общаются постоянно. Даже сам жанр спектакля обозначен как провокация. Во время действия актеры провоцируют детей на совершение неправильного поступка, а потом, сделав ошибку очевидной, помогают ее исправить. По замыслу постановщика лучше совершать ошибки в театре, а не в жизни. Вот и делают малышам заманчивое предложение: получить подарки, для чего надо помочь хитрому Казимиру обмануть доброго Деда.

Иркутский театр побывал в Томске прошлой осенью – сыграл на фестивале «Сибирские кукольные игры» совершенно очаровательный спектакль «Очень маленькие небылицы для очень больших зрителей». Несколько абсурдистские стихи, по духу близкие к хармсовским, очень обаятельные актеры, не менее обаятельные куклы… В итоге скучно на этом спектакле, рассчитанном на малышей, не было никому, взрослые посмотрели работу с большим наслаждением.

- Я видела театр из Иркутска на фестивале, знакома с ребятами лично, это прекрасные артисты очень живые, задорные, веселые, - отмечает Олеся Кондратьева, актриса театра «Скоморох», после спектакля коллег. – Рада посмотреть их постановку.

Поклонников у «Аистенка» много. Юрий Уткин уже 8 лет как главный режиссер театра, и за это время поставил достаточно ярких спектаклей, пригласил в труппу молодых артистов (и даже получил престижную премию имени заслуженного деятеля искусств РСФСР М. М. Королева в номинации «За успешное воспитание актерской смены»).

Много внимание в театре уделяют работе с маленькими зрителями.

- В нашем репертуаре есть спектакли для самых маленький детей (до 4 лет) и их родителей, - рассказывает Наталия Керн, актриса театра «Аистенок». - Они специально проходят в вечернее время, чтобы родителям было удобнее найти возможность и время для похода в театр. Эти постановки зрители не просто смотрят: и ребенок, и взрослые принимают в ней участие. Есть спектакли, где родители крутят обручи и строят домики. Нам важно, чтобы во время действия они общались, делали что-то вместе. Иногда дети замечательно что-то объясняют взрослым про спектакль, комментируют его, например, говорят: «Как ты не понимаешь, тут такая проблема, эта девочка-красавица жадина!». Также мы часто организуем праздники, в который тоже принимают участие целые семьи. Недавно у нас был проект «От замысла к воплощению», дети рисовали кукол, потом делали их своими руками. И на нашей сцене сами показывали сказки.

В спектаклях для детей постарше взрослым тоже не будет скучно. Например, на «Федоткиных смешилках, Федулкиных страшилках» старшие зрители вдоволь посмеялись над сценой, когда со страшным бесом-хозяином леса удалось справиться с помощью песни «Черный ворон». Чудище так растрогалось, что расплакалось. Выглядит, кстати, этот бес с длинными пальцами и светящимися глазами жутковато. Но спектакль рассчитан на школьников, а такого зрителя уже можно и испугать.

- Не все в жизни сахар, хотя ребенок, конечно, должен быть подготовлен с таким отрицательным героям, - считает Наталия Керн. - Обычно родители читают детям сказки, где бывают «страшная» Баба яга, Кощей и прочие. Главное, чтобы на такой спектакль не приводили двухлеток, они могут испугаться. А зритель постарше нормально воспринимает таких чудовищ, напротив, визжат от восторга.

В репертуаре «Аистенка» - не только спектакли для детей и подростков. Взрослым тоже есть чего посмотреть в этом театре. Среди популярных постановок – «Божественная комедия» И. Штока, «Стрелец» по произведению «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова - непростой спектакль, первое действие которого вызывает смех, а второе оказывается трагическим и заставляет задуматься. Недавно появился в репертуаре любопытный молодежный спектакль «Пристань алых грез».

- В нем много музыки - наши ребята артисты создали свою музыкальную рок-группу, написали песни, они звучат в постановке, а Грей у нас музыкант, - поясняет Наталия Керн. – Действие происходит в современное время, что заметно по костюмам, подобные сегодня можно увидеть на дискотеках. Спектакль получился очень ярким. Молодежь просто влюблена в эту постановку.

В работе над пьесой по мотивам «Алых парусов» Грина участвовал Юрий Уткин. Часто он выступает в роли драматурга: сегодня в репертуаре 5 спектаклей по его текстам.

Один из них – всем известная история «По щучьему велению». Она не похожа на одноименные постановки, поскольку в театре обратились к первоисточнику, сказкам Афанасьева, а не к варианту Алексея Толстого, ставшему популярным в советское время. В изначальном варианте вместо фразы «по щучьему велению, по моему хотению» звучит другая присказка: «по щучьему велению, по Божиему благословению». И герой истории Емеля не глуп и ленив. Это человек, который задумался над тем, что происходит в мире, и тот стал ему открываться с другой, таинственной стороны. Детям такой вариант сказки понравился, а некоторые родители возмущались, мол, зачем надо было переделывать русскую народную сказку.

Яркая особенность постановок Иркутска – это активное общение с залом.
- Этот прием достаточно часто используется в нашем театре, - поясняет Роман Зорин, актер театра «Аистенок». – Он позволяет установить больший контакт между актером и зрителем. Есть изобразительный способ, когда ты показываешь, рассказываешь историю, и есть прямой выход на зрителя, когда ты обращаешься непосредственно к нему. Это поможет подчеркнуть и усилить нужную мысль. Конечно, общение с публикой требует определенных навыков. Ведь тебе надо донести то, что ты будешь говорить, до каждого из собравшихся в зале. С каждым выходом на сцену ты все больше чувствуешь зрителей, лучше понимаешь их, и большую роль в таком развитии играет режиссер. Это человек, который видит ситуацию в целом и обрисовывает ее нам, актерам, так, что в нее начинаешь верить ты сам, а потом и все в зале. Так и возникает театральное волшебство.
    
Во время спектаклей артисты находят общий язык не только с маленькими зрителями, но и с их родителями. Многие взрослые с радостью включаются в игру, они не просто приводят своих ребятишек в театр и выжидают, когда же история окончится, но и сами сочувствуют, сопереживают героям.

Текст: Мария Симонова

Фото: Владимир Коробов