Томск во власти джаза: в БКЗ выступили несколько десятков звезд мирового джаза

В конце апреля Томск на несколько дней превратился в джазовый центр России. Накануне Всемирного дня джаза в нашем городе состоялся Международный джазовый фестиваль, на который съехалось сорок пять звезд мирового джаза. Среди участников: легендарный джаз-оркестр Георгия Гараняна, номинант престижной музыкальной премии «Грэмми» Андромеда Турре, победитель конкурсов журналов Top Jazz и Musica Jazz саксафонист Росарио Джулиани, виртуоз-барабанщик Томми Кэмпбелл и даже единственный в мире музыкант, исполняющий джаз на морских ракушках Стив Турре.

!cut

Новый бренд Томска

Организатором и арт-директором фестиваля выступил хорошо известный томичам музыкант Асфат Сайфуллин. На встрече с журналистами Асхат признался, что подобный фестиваль мог бы стать одним из брендов Томска, как, например, футбольный клуб «Томь».

- В небольшом финском городе Пори вот уже около пятидесяти лет проходит один из крупнейших европейских джазовых фестивалей, - рассказывает музыкант, - И этот фестиваль превратился не только в бренд, он стал супер-машиной бизнеса. Всего за две недели он зарабатывает около пятнадцати процентов от всего финского бюджета. В эти две недели продается каждый квадратный метр на улице. Так почему бы нам не сделать таким городом Томск?!

Ведущим фестивальных концертов стал Борис Зайдман, в прошлом - житель Томска и один из инициаторов прежних фестивалей «Джаз на берегах Томи», проходивших в нашем городе несколько лет назад.

- Уровень развития джазового движения в конкретном городе, как правило, является показателем уровня культуры, - уверен Борис Зайдман, - Там, где джаз развит хорошо, высокая степень культуры и цивилизации. Пример этому Европа – один из самых цивилизованных районов Земли, где сейчас ежегодно проводится полторы тысячи джазовых фестивалей. Организация Томского джазового фестиваля – благое дело, именно поэтому я откликнулся и решил помочь Асхату. Джаз – это то настоящее искусство, которое питает мою душу, и я приехал в Томск с огромным удовольствием.

Саксофонист Росарио Джулиани уверен, что именно фестивальное движение является лучшим средством популяризации этой музыки:
- К сожалению, современные средства массовой информации уделяют джазу не так много внимания, как хотелось бы, - сетует музыкант, - И популяризируют джаз-культуру, конечно же, фестивали. Например, некоторые фестивальные джазовые концерты во Франции на открытом воздухе могут собирать по пять-семь тысяч зрителей.

По замыслу Асхата Сайфуллина, фестиваль должен был стать не просто рядом концертов от звезд с мировыми именами. Арт-директор фестиваля хотел продемонстрировать всю палитру существующих стилей и направлений джаза, а само мероприятие сделать концертно-образовательной программой. Именно поэтому в программу фестиваля вошли два мастер-класса, принять участие в которых мог любой томич.

- Формат джазовых фестивалей может быть самым разным. На некоторых фестивалях проходят не только мастер-классы, но и вернисажи, выставки, в них участвуют джазовые художники и фотографы, - рассказывает Борис Зайдман, - Бывают гигантские многотысячные фестивали, на которых джаз играется на концертных площадках, на улицах и в кафе. Но, тем не менее, уровень нашего фестиваля в масштабах России я считаю очень серьезным.

«Джаз – мой родной язык»

В фестивальном созвездии одной из самых ярких звезд, безусловно, была американка Акуа Диксон. Эта женщина – одна из немногих музыкантов мира, исполняющих джазовую музыку на неожиданном инструменте – виолончели. Программа пребывания музыкантов в Томске была очень насыщенной, и все же корреспондентам «Афиши» удалось задать Акуа несколько вопросов.

- Акуа, почему для исполнения джаза вы выбрали такой редкий инструмент как виолончель?
- Маленькой девочкой, еще в девятилетнем возрасте я пробовала играть на скрипке, но мои руки оказались не приспособленными для этого инструмента. Слишком длинные и тонкие пальцы не позволили бы мне в совершенстве овладеть этим инструментом. Тогда я попробовала играть на виолончели, и мне очень понравилась, как она звучит. Мне кажется, что звук виолончели очень похож на человеческий голос.

- Что вас особенно удивило в России?
- Я впервые в России, и еще ничего толком не видела. Вчера, когда мы в Москве гуляли по Красной площади и фотографировали местные достопримечательности, прохожие фотографировались рядом со мной как с достопримечательностью. Это было забавно.

- Как вы оцениваете уровень российских джазменов?
- У меня еще не было возможности поиграть с российскими джазовыми музыкантами. В Томске я сделаю это впервые. Хотя российские музыканты сыграли определенную роль в моей судьбе. Мой учитель по классической виолончели был родом из России.

- Насколько важны для вас подобные фестивали?
- Музыка – это универсальный язык, а джаз – это музыка сегодняшнего дня. Сейчас эта музыка распространилась по всему миру, но у нее афроамериканские корни. И для меня, как для носителя этого языка, такой фестиваль замечательная возможность поговорить на моем родном языке с теми, кто его выучил, найти между нами взаимопонимание.

Текст: Наталья Бабенко

Фото: Евгения Швецова