«Театр в кармане»: 12 минут – и спектакль окончен

За один день в томском ТЮЗе можно было получить самые разнообразные впечатления: участники I Областного молодёжного театрального фестиваля  «Театр в кармане» представили 12 спектаклей. Все действие вместе с подведением итогов и вручением призов заняло около 3 часов. В этом особенность нового фестиваля – здесь представляют «короткометражные» постановки, каждому коллективу надо было уложиться в 12 минут. Наблюдали за новым проектом и зрители, которых собрался полный зал (благо вход был свободным), и специалисты. Жюри возглавил гость из Петербурга –  лауреат премии «Золотая Маска» и других крупных фестивалей актер Александр Машанов.

!cut

Среди участников «Театра в кармане» были разные коллективы. Дуэт Юлии Алферовой и актер «Скомороха» Михаил Селищев работал с куклами. Театральная студия «Надежда» при католическом приходе прямолинейно пыталась объединить современность с вечным библейским сюжетом. «Театр объективного танца» представил хореографическую композицию и пафосно сообщил о том, что люди могут меняться и становиться осознаннее через танец. Творческий коллектив «Лица», объединение воспитательниц детского сада показал, что желание выйти на сцену бывает безграничным, и оно никак не зависит от наличия опыта, мастерства и чувства вкуса. В итоге впечатления от фестиваля у зрителей остались противоречие, но сильные.

Идея устроить конкурс среди спектаклей особого формата возникла не в Томске. В Петербурге подобный жанр появился три года назад. Теперь фестиваль театрального «короткого метра» проходит в городе на Неве постоянно, два раза в год:

- Мы ставим задачу добиться того, чтобы зритель за 10 минут спектакля почувствовал, что он посмотрел полноценную постановку, в которой есть и развитие, и сюжет, и кульминация, и катарсис. Все как в «большом» спектакле, - поясняет Александр Машанов, актер, один из организаторов петербургского фестиваля коротких спектаклей «Короче». - Мне кажется, вполне возможно такого добиться. Например, в известном московском театре «Практика» сейчас идет спектакль «Солдат», он длится всего 8 минут. Потом, правда, еще час занимают бурные дискуссии со зрителями. Но на самом деле, такие лаконичные спектакли тоже имеют право на существование.

Последовать примерам петербуржцев и провести подобный фестиваль в Томске решили около года назад:
- Такое предложение появилось у Ульяны Суховерковой из творческого объединения «Арт-кухня», - рассказывает Павел Никитин, заместитель директора ТЮЗа. – Мы его поддержали. Ульяна  выиграла с этим проектом небольшой грант, и стало ясно: пути назад уже нет. Я связался с Александром Машановым, он пообещал приехать к нам на фестиваль. Детали нашей затеи менялись - сначала думали организовать фестиваль на улице. Затем собирались провести его на малой сцене.

В организации активно участвовала «Арт-кухня», работали их волонтеры. Оценил новый проект и театр: фестиваль собрал полный зал, причем некоторые из зрителей впервые побывали в ТЮЗе, это было ясно по вопросам вроде «как пройти на балкон?». Возможно, в будущем эти люди захотят вернуться в ТЮЗ уже на его спектакли.

- Развитие самой творческой среды очень важно для Томска и для его театров, - считает Павел Никитин. - У некоторых участников фестиваля нет своего помещения, они репетировали у нас. Для многих стало событием выйти на сцену ТЮЗа, сыграть спектакль с профессиональным звуком, светом.

Руководитель СТЭМа «Калач» Дмитрий Воронков после выступления не скрывал своих эмоций:
- Мы никогда прежде не выступали на театральной сцене, и ощущения потрясающие -  актеры в восторге от атмосферы, от публики. - Формат фестиваля для нас очень близок - у нас коллектив совсем молодой, масштабных спектаклей мы еще не сделали, пока играем только короткие. Уверен «Театр в кармане» многое даст нашему коллективу -  это новые знакомства, опыт выступления перед серьезным жюри, и, конечно, работы других участников. Видел несколько оригинальных решений, они запомнятся.

Новый формат пришелся по душе и опытным томским студиям.
- Мы давно «балуемся» этим жанром, и в репертуаре имеем несколько коротких спектаклей, емких, напористых, без «воды», - отмечает Светлана Сулева, режиссер литературно-художественного театра «Глагол». -  Да и много ли надо времени, чтобы сказать что-то стоящее и тревожащее. «Сказку о медных трубах» Роберта Рождественского, которую мы представили на фестивале, «Глагол» поставил раньше, до того, как узнали о конкурсе. Правда, пришлось внести в спектакль изменение, мы не смогли задействовать «народ», массовку, участвующую в представлении, поскольку, к сожалению, были ограничены регламентом «Театра в кармане». Хотелось бы в будущем ограничивать только продолжительность спектакля, а не количество актеров.

Результаты первого конкурса выглядели очень логично: выступление четырех коллективов заметно выделялись по своему уровню, им и достались призы. Приз за лучшую режиссуру получила Ольга Владимировна Горбачева (Образцовая драматическая студия «Зеркало»). Отчаянная, драматичная «История одной матери» Андерсена была решена с элементами пластики, с эффектными платками, которые помогали артистам сделать свои образы ярче. Приз зрительских симпатий достался Школе-Студии-Театру «ИНДИГО». Третьими стал Литературно-художественный театр «Глагол» с их яркой, ироничной, колоритной работой об опасности славы. Второе место выиграло уже упомянутое «Зеркало». А победу праздновал совсем новый коллектив под впечатляющим названием «Трехмерные самоформирующиеся наноструктуры. Дуэт «Аленький принц»». Эта пара с чарующей легкостью рассказала трогательную историю про любовь.

- Нас привлек минимализм  - дуэт обошелся без больших декораций, им хватило одной простой скамеечки, - прокомментировал решение жюри один из его участников, скульптор и актер Леонтий Усов. – На первый взгляд – такая незамысловатая вещь, но она смотрелась очень свежо.

Председатель жюри Александр Машанов не стал раскрывать всех тайн обсуждения, которое проходило за закрытыми дверями, но заметил:
- Серьезных споров у нас не было, общий уровень участников был виден. Некоторые разногласия у нас возникли, но нас было 5 человек, нечетное количество, так что при необходимости мы голосовали.

Сами герои фестиваля, «Трехмерные самоформирующиеся наноструктуры», признались, что о победе даже не задумывались:
- Для нас было очень важным, чтобы мы не испугались на большой сцене, - не скрывал Федор. – О призовых местах мы не думали. Пока не знаем, к чему приведет наш успех на «Театре в кармане».

- Для нас уже сам фестиваль стал праздником, - добавила Ольга. – Обычно мы за свой счет арендуем зал, чтобы пригласить друзей на выступление. Устраиваем такое нечасто. А на сей раз мы выступили в ТЮЗе, и все желающие смогли нас увидеть.

Из беседы с героями выяснилось: неудивительно, что их коллектив никому неизвестен. Его название было придумано специально для фестиваля. Хотя прежде Федор и Ольга выступали вместе, но в других коллективах. Связана с победителями и интрига - по некоторым причинам они хранят инкогнито и не называют своих фамилий.

Между тем, только конкурсным показом фестиваль не ограничился. Накануне участники посетили мастер-класс по пластике хореографа Екатерины Авдюшиной. Руководители коллективов приняли участие в «круглом столе», который проводил главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг. Обсуждалось положение фестиваля, его организация, продолжительность спектакля и другие моменты, которые желательно учесть в будущем, чтобы улучшить фестиваль.

Вероятно, отбор участников «Театра в кармане» станет жестче. Необходимость этого обсуждалась после фестиваля.
- «Театр в кармане» - это прекрасная идея, я бы сравнил его формат с блиц-шахматами. Но все же отчасти первый блин получился комом, - считает Леонтий Усов. - Очень неровным получился состав участников. Думаю, опыт, полученный в этом году, окажется полезным для организаторов. Нужно делать более жесткий отбор. В Томске много прекрасных коллективов. Но насколько разными были уровни – на сцене мы увидели и  совсем не мудрствующую самодеятельность, и коллективы, обладающие вкусом, и профессиональные объединения. Надо четче определить критерии. Хотя важно и избежать лишней бюрократии, чтобы отбор оставался демократичным. Понимаю, достичь такого сложно, но, думаю, организаторы справятся. Возможно, им что-то подскажут петербуржцы, где подобный фестиваль проходит уже несколько лет.

Впрочем, хотя у первого «Театра в кармане» и были свои заметные недостатки, его участники уверены: главное, чтобы проект продолжился.
- Думаю, что такой фестиваль нужен, - считает Светлана Сулева. - Идея не только интересная, но и своевременная: Томску давно не хватает театральных фестивалей, особенно молодежных. Хороших и разных. Полный зал ТЮЗа - этому доказательство.

Станет ли фестиваль традиционным? Вполне возможно!
- У нас есть проект «Театр нового зрителя», и если мы прежде использовали его для постановки спектаклей, то сейчас в силу некоторых причин не можем этого делать, - говорит Павел Никитин. – А подобные фестивали – это тоже новые для нас зрители, почему бы не финансировать конкурс? Если все хорошо сложится, то «Театр в кармане» будет и в следующем году, тем более, что в этом у него было уже три спонсора.

Второй фестиваль может стать и более масштабным – уже в этом году проектом интересовались коллективы из Петербурга и Новосибирска, думали присоединиться и театры из Томской области. Так что в будущем у «Театра в кармане» есть все шансы стать ярким и серьезным событием для города.

текст: Мария Симонова

фото: Мария Аникина