Старейший театр мюзикла в России "Седьмое утро": мюзиклы могут рождаться в любом городе

Театр мюзикла для России пока совсем редкое направление. Например, московский театр под таким названием позиционируется как «первый и пока единственный театр в России, ориентированный на постановку спектаклей исключительно в жанре мюзикла». Но москвичи лукавят: их театр был создан только в прошлом году. А «Седьмое утро» из Новокузнецка в тот год уже отмечало десятилетие своего первого спектакля. Этот коллектив создает исключительно мюзиклы. Недавно их работу впервые можно было увидеть в Томске: свою версию «Ромео и Джульетты» Жерара Пресгурвика они представили на сцене театра Драмы.

!cut

Ромео и Джульетта

Музыка Жерара Пресгурвика – прекрасная основа для успешного спектакля. Но постановка новокузнецкого театра в целом смотрелась на одном дыхании. Легкое, уверенное исполнение танцев, приятные голоса, молодые, очень искренние исполнители главных ролей (Максим Касьянов и Алсу Шайдулина), красивая и уже который век заставляющая сопереживать история Шекспира… Немногие зрители остались после мюзикла равнодушными.

Между тем, сам факт уже долгой жизни столь нестандартного для России театра в далеком от столиц Новокузнецке впечатляет. Подробности проекта удалось выведать у Александра Тюменцева, директора и продюсера «Седьмого утра», в спектакле участвовавшего в роли звукорежиссера.

Ромео и Джульетта

- Энтузиастов, взявшихся за такой необычный проект, было двое: я и наш художественный руководитель, автор либретто к мюзиклам Татьяна Зырянова. Мы с нею муж и жена, такой у нас творческий тандем, - поясняет Александр Тюменцев. - Когда-то начинали с больших концертных программ, но однажды нас осенило: «Почему бы не сделать театр мюзикла?». Решили воплотить идею в жизнь. В 1998 году создали продюсерскую компанию, она потом и превратилась в театр мюзикла. Первый серьезный спектакль мы показали зрителям в ноябре 2002 года, это был мюзикл «Собор парижской богоматери». Мы его до сих пор играем, прошлой осенью отмечали 10-летие постановки. А в этом году такую же круглую дату празднует мюзикл «Граф Монте-Кристо».

Ромео и Джульетта

Все эти годы коллектив живет «на узлах», без собственного здания. Гастроли, поездки, чужие площадки… Кочевая жизнь не была мечтою основателей театра, но пока обстоятельства складываются так.
- Может, в ближайшее время что-то изменится, - надеется Александр. - Мы в это верим и ждем. Многие города России приглашали нас переехать, предлагали хорошие условия, но пока мы все-таки новокузнецкий театр. Хотя многих актеров «Седьмого утра» уже можно назвать «людьми мира». Они почти со всей России съезжаются, участвуют в спектакле, и разъезжаются. Кто-то учится в ГИТИСе, кто-то в московской или новосибирской консерватории. Хотя, конечно у нас постоянно проводятся хореографические и вокальные репетиции, труппа должна быть в хорошей форме.

Музыка, звучащая в мюзиклах, известна во всем мире. Но спектакль «Седьмого утра» - не копии европейских постановок, а самобытные вещи. Например, право использовать музыку «Ромео и Джульетты» театр приобрел у московской компании, чей вариант мюзикла продержался всего пару лет. Это была точечная лицензия. Она позволяет работать со своими художниками, режиссерами, либреттистами, хореографами. Текст песен (автор Татьяна Зырянова), звучащих в новокузнецкой постановке, заметно отличается от московской версии.

Десять заповедей

Мюзикл по мотивам трагедии Шекспира идет в Новокузнецке шесть лет. За это время актерский состав несколько изменился, хотя 60% из тех, кто вышел на сцену в Томске, играют в спектакле с самой премьеры. Среди них – Ромео. Он признается в любви уже третьей Джульетте. Почему-то актрисы, кому доставалась эта роль, в жизни счастливо выходят замуж и уходят в декрет. Избранники обеих – не Ромео, такого совпадения не случилось, хотя актер, сыгравший этого героя, женат на одной из актрис театра. Впрочем, в «Седьмом утре» семейные пары встречаются очень часто: за 10 лет здесь родилось 10 супружеских союзов. У многих подрастают дети, и, возможно, в будущем кто-то из них придет в труппу театра. Здесь будут только рады такой преемственности.

В репертуаре «Седьмого утра» сегодня 10 мюзиклов, еще три проекта находится в разработке. Среди них и спектакль для детей, «Король лев». Этот мюзикл театр трижды посмотрел во Франции, где побывал благодаря сотрудничеству с французским культурным центром. В «Короля льва» все просто влюбились, но для того, чтобы сделать постановку столь же впечатляюще красивой, как оригинальный мюзикл, нужны очень большие средства, быстро их не собрать. В декабре театр собирается удивить зрителей премьерой рок-оперы «Парфюмер», мюзиклом Игоря Демарина по трагической и увлекающей истории, написанной Патриком Зюскиндом.

Выбрать из спектаклей один, ставший особенной удачей, Александр Тюменцев не может:
- Они все нам как дети, все дороги, созданы с любовью, - объясняет он. – Иначе ничего не получится. Как говорит наш классик Михаил Жванецкий, «Нужно очень хотеть, когда не очень хочется - и не очень получается».

Ту же формулу директор театра вспоминает после вопроса о том, насколько мюзикл «русский жанр». Разговоры о том, что это направление не будет популярно в России «Седьмое утро» не пугает:

- Пример нашего театра подтверждает: жанр мюзикла сегодня замечательно развивается, зрители любят его все сильнее, - считает Александр. – Вообще, из чего угодно можно сделать «хит», если не жалеть сил. Еще важно любить актеров, если с ними не будет взаимодействия, то точно ничего не получится. Ни в одном жанре театрального искусства. Надо ценить индивидуальность каждого артиста. Все они личности, они непохожи друг на друга, у них уникальные тембры.

Граф Монте-Кристо

Зал в Томске был почти полон. Хотя в антракте многие обсуждали высокие цены на билеты. В ответ на это директор может рассказать о затратах. Театр никто не финансирует, приходится рассчитывать только на самих себя. А любой спектакль – это огромные расходы. Например, только один микрофон для задействованного в мюзикле артиста стоит 30 тысяч.

- Мы заботимся и о технической стороне проекта, в Томск привезли с собой весь свет, к сожалению, оборудование драматического театра нам не подошло, - говорит Александр. - Мы не хотим привозить «две тряпочки и два стула», если показывать спектакль, то только во всей красе, так, как он поставлен, со всеми декорациями, в полном свете, в полном составе. Мы не занимаемся гастрольным «чесом», не возим урезанные варианты постановок.

Собор Парижской Богоматери

Совершенно неверными Тюменцев считает и рассуждения в духе «билет на московский спектакль стоит столько же, но они не из столицы, а из Новокузнецка»:
- 10 лет назад, когда мы только сыграли первый мюзикл, один журналист написал о нем: «Нам удалось сломать стереотип провинциальности», - вспоминает Александр.  - Я ему за эту фразу очень благодарен. Не надо говорить, что мы живем в провинции, которой далеко до столицы. Надо гордиться своими пенатами и своими талантливыми людьми, особенно молодыми. Очень многие из них переезжают из Сибири и Урала в Москву, где больше возможностей. Хочется, чтобы больше талантливых людей оставалось в регионах. Возможно, об их поддержке стоит подумать властям. А вообще, считаю, нет ничего невозможного. И в любом городе России, если хочешь чего-то сделать, то найдутся и люди, с которыми удастся воплотить любой проект.

Что до городов, то Томском гости искренне восхитились, сразу заметили, что здесь театральная публика, с первых секунд доброжелательно принимающая спектакль, щедро дающая актерам свою энергию. Впрочем, Томск Андрей Тюменцев полюбил еще лет 25 назад, когда увидел впервые. Он был студентом музыкального училища и отправился сюда на рок-фестиваль как участник. Встретившись с городом после долгой разлуки, он не разочаровался, а, напротив, еще больше влюбился в Томск. А актеры, успевшие недолго прогуляться перед спектаклем, и вовсе заявили, что хотят здесь жить.

Десять заповедей

О переезде речь, конечно, не идет, но на гастроли театр «Седьмое утро» приедет совсем вскоре. 21 июля они представят в театре драмы рок-оперу «Моцарт». Во Франции подобная постановка о Моцарте оказалась поразительно успешной, за два года на нее продали почти 1 миллион билетов. Сюжет новокузнецкой постановки основан на биографии композитора из книги Дэвида Вейса «Возвышенное и земное». В рок-опере прозвучат фрагменты из 18 произведений Моцарта. А роль гениального композитора исполнит Максим Касьянов, который играет Ромео.

- Это удивительная постановка, единственная рок-опера «Моцарт» на русском языке, - утверждает Александр Тюменцев. - Либретто к ней написала Татьяна Зырянова. Мы немного изменили концепцию французского мюзикла. Получился яркий, масштабный спектакль. Он позволяет актерам проявить себя в драматическом плане. В «Моцарте» много сцен без песен, и они прекрасно удаются актерам.

Одной рок-оперой в Томске «Седьмое утро» ограничиваться не собирается. В планах театра – постепенно сыграть в городе все свои мюзиклы.

Текст: Мария Симонова

Фото: Театр мюзикла "Седьмое утро", Екатерина Даниленко