Музейные тайны: руководитель детского сектора Центра музейной педагогики

Все мы родом из детства, и многое закладывается именно тогда. В том числе и отношение к посещению музеев. Удачный опыт может на всю жизнь притянуть к музейным залам, а неприятные воспоминания – отвратить от них. Специально для того, чтобы посетителям всех возрастов было действительно интересно на выставках, в Томском художественном музее создали Центр музейной педагогики. О работе с юными зрителями рассказывает Валентина Кевролева, руководитель детского сектора.

!cut

Должность Валентины Георгиевны объединяет и творческие задачи (лекции и экскурсии для детей, разработка новых проектов) и организационные. Она контролирует сотрудников Центра, следит, чтобы они не забывали курировать свои школы, придумывать для юных посетителей новые мастер-классы.

Центру музейной педагогики всего год – до этого работой с аудиторией занимались два отдела, научно-просветительский и научно-образовательный. В 2012 году они объединились в один центр. Сотрудники отвечают за разные направления, Валентина Кевролева занимается работой с детской аудиторией, от 5 лет и старше.

- Главное – это добиться взаимопонимания с детьми, этому трудно учить, это врожденное умение, - считает Валентина. -  Надо понимать ребенка, и что он ждет от встречи, от похода в музей.  Как воспитать юного зрителя, чтобы он с удовольствием ходил на выставки, причем не ради моды, а из-за внутренней потребности посещения музея?

Я все больше склоняюсь к тому, что работать с детьми должны молодые специалисты. Чем ближе ты к ним по возрасту, тем проще им с тобою общаться, реагировать на твои рассказы. У нас в Центр молодой коллектив, многие недавно окончили университет, некоторые еще учатся. Хотя, конечно, есть и опытные сотрудники. А для чтения лекций подготовленным, всерьез интересующимся искусством детям, мы привлекаем наших научных сотрудников, мэтров.

Один раз привести детей в музей не проблема. Сложнее сделать так, чтобы им хотелось возвращаться сюда снова и снова. У некоторых родителей с походом на выставки связанны не очень хорошие воспоминания, если их когда-то водили в музей насильно, если им кажется, что это было скучно, то своего ребенка они точно знакомиться с искусством не поведут. Но для другого впечатления от музея специально для маленьких зрителей и разрабатываются всевозможные образовательные программы.

- Важно, чтобы детям было комфортно, их надо заинтересовать и удивить, -  объясняет Валентина Кевролева. – Начиная с 5 лет можно работать с группами детей, до этого возраста они еще плохо умеют концентрировать внимание. Форм для общения несколько. Это экскурсия, лекция (хотя я очень не люблю это слово), тематическое занятие и мастер-класс.

Самая распространенная форма для детей – это экскурсия по музею, показ предметов и рассказ о них. Каким он будет, зависит от возраста ребенка. Для каждой из групп по одним и тем же залам придумывают свои маршруты.

- Интересно наблюдать, как освоившиеся в музее дети потом приходят на выставки со своими родителями и начинают что-то советовать взрослым, - рассказывает Валентина. – Например, запрещают мамам и папам пользоваться мобильными телефонами.

Иногда не дети идут в музей, а к ним в школу приходит специалист и рассказывает об определенном направлении в искусстве. На таких занятиях необязательно демонстрировать картины или скульптуры в музейных залах, можно просто поговорить о работах известных художников.

Очень любят юные посетители музеев мастер-классы. Это новая, но становящееся все более популярным в современных музеях направления. Чаще всего их используют как дополнение к другим занятиям. Задания тщательно продумываются, поэтому оказываются доступными даже для тех, кто совсем лишен художественного таланта и ничего не умеет делать. Один из вариантов мастер-класса – это роспись, декорирование тарелочек в стиле хохломы. В музее утверждают, что подобное на занятиях удается всем.

Самая свежая форма в работе с детьми – это тематическое или музейное занятие.
- Она соединяет в себе несколько разных направлений, это и предварительный интересный рассказ в лектории музея, и небольшая экскурсия по нашим залам, и короткий тематический мастер-класс, - поясняет Валентина. – Занятие достаточно продолжительное, поэтому для ребятишек из детского садика эта форма не подходит, они не смогут так долго концентрировать внимание. А школьники полюбили такой объединенный вариант, хотя занятие и длится 60 минут. Учителя сначала пугаются, говорят, они в школе и 40 минут-то с трудом высиживают. Но в музее их ждет смена деятельности, переходы по разным залам, поэтому ребятам нескучно. Может дополнить занятие и  игра. К примеру, накануне Пасхи мы рассказывали детям об этом празднике, водили их на выставку пасхальных изделий, а затем вместо мастер-класса затеяли игру, передавали по кругу под специальный стишок пасхальное яйцо. Все весело провели время, множество воспоминаний осталось и у сотрудников музея, и у детей.

Вести детей в музей или организовать занятия в садике и школе? Все зависит от возраста. В детский сад чаще выезжают музейные специалисты, малыши бывают на экспозициях 1-2 раза в год. В школе детей приглашают в музей уже от 3 до 8 раз за год. Это младшие и средние классы. Старшие дети выбираются в музей только 1-2 раза в год, большинство занятий проходит на базе школы. Это связано с тем, что учеба и всевозможные кружки отнимают все больше времени, детей сложно собрать вместе и вывезти на экскурсию в музей. Хотя если школа заинтересована, то есть такая программа, как «День в музее». По договоренности с директором ученикам старших классов устраивают выходной и вместо уроков детей вывозят в музей, где они смотрят все выставки.

Приглашают старшеклассников на встречи с томскими художниками. Им любопытно пообщаться с самим автором. Недавно в музее проходила выставка Леонида Гузарова, с этим художником организовали около 20 творческих встреч с детьми, хотя сначала думали, что хватит 2-3 подобных мероприятий.

В прошлом году Центр музейной педагогики опробовал новую форму работы с семейной аудиторией: запустили проект «Всей семьей в музей!», он проходил по субботам, в 12 и 14 часов, программы длились по 60 минут. Родители с детьми любого возраста могли посетить экскурсию по выставке или послушать рассказы искусствоведа о художниках или о жанрах изобразительного искусства. Такие занятия непременно завершались мастер-классом, дети творили совместно с родителями. Большой популярностью пользовались темы о народных игрушках - дымковской, хохломской, о матрешках и остальных, представленных в зале декоративно-прикладного искусства. Но в целом посещаемость программы пока была средней. В следующем учебном году музей попробует развить этот проект.

Из выставок родители с детьми выбирали зал декоративно-прикладного искусства в постоянной экспозиции, выставки детского творчества, а самой посещаемой семьями в прошлом году стала выставка «Теплый день», где можно было увидеть войлочную скульптуру московской художницы Ирины Андреевой.

Основная аудитория, с которой работают специалисты Центра музейной педагоги – это пока все-таки не семьи, а детские сады и школы. Отношения с ними завязываются по-разному:

- Самый замечательный вариант – они сами к нам приходят, когда учитель знает о существовании музея и хочет, чтобы его ученики здесь бывали, - рассказывает Валентина. – Но это маленький процент посетителей. Большинство детей привлекаются благодаря огромной работе, проделанной всеми сотрудниками центра. Между шестью специалистами делятся все школы нашего города. Сейчас уже 50 из них работает с музеем. В каждой из школ сотрудник представляет все наши предложения, выдает брошюры  – сначала завучам, а если их тема не заинтересовала, то и всем учителям начальных классов. Когда школа готова к общению, то нашего сотрудника приглашают на педагогический совет, где он раздает всем книжечки с вариантами программ центра и отвечает на многочисленные вопросы учителей. Общими усилиями составляется график посещаемости музея, выбираются программы. Мы можем порекомендовать, с чего лучше начать, но никогда не настаиваем, если учителю требуется что-то другое. Всегда можем переделать программу так, чтобы педагогу было удобнее.

В 2012-13 учебном году активнее всего с музеем сотрудничали школа № 4, 40, 42, 56. В целом все относятся к возможности просвещать детей хорошо, никто не восклицает «Мы не хотим в музей», но некоторым часто выбираться на экскурсии мешают разные причины. Например, отсутствие собственного автобуса. В музее есть свой, но в нем всего 20 посадочных мест, для класса это маловато. В некоторых школах слишком много нагрузки и на педагогов, и на детей, им удается найти время для музея только раз в год, на
самые значимые выставки. Бывает, у учителей просто нет желания включаться в такую плотную работу, тратить на нее свои силы. Хотя тех, кто заботится о культурном развитии учеников, ждут свои бонусы.

– Сотрудничество с музеем - это городская целевая программа, - уточняет Валентина Кевролева. – Те, кто участвует в ней и доходит до конца (это 5 и более посещений за год для класса), получают сертификаты и благодарственные письма. Выдают их и детям, для которых это становится важным бонусом для школьного портфолио. Да и родителям тоже приятно, что их ребенок получил сертификат, и они не зря платили пусть и небольшие, но все-таки деньги за участие в программах.

Так что поводов приближаться к искусству с самых ранних лет много. И это только начало, только первый год работы, а потом в Центре музейной педагогики наверняка придумают что-то новое. 

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина, Евгения Швецова, Ольга Хорошилова