Премьера в «Скоморохе»: Современные фантазеры

В театре куклы и актера имени Р. Виндермана «Скоморох» премьера «для детей от 6 до 106 лет». Так с юмором характеризует свою работу постановочная группа из Москвы. «Фантазеры» - пьеса Марии Зелинской по рассказам Николая Носова - проект необычный. Спектакль родился в сотрудничестве с творческим объединением «Культпроект».

Цель подобных проектов – поддержка молодых творцов. Весной конкурс выиграли режиссер Антон Калипанов, режиссер и композитор Ольга Шайдуллина, сценограф Михаил Кукушин. Их вариант спектакля по «Фантазерам» приглянулся и «Культпроекту», и «Скомороху». В августе молодая постановочная группа дружной компанией первый раз приехала в Томск, рассказала о своих задумках и провела кастинг среди артистов. А с начала ноября москвичи приступили к репетициям, чтобы уже через 22 дня пригласить зрителей на премьеру.

!cut

…Накануне генеральной репетиции «Фантазеров» режиссеры Антон и Ольга, как и полагается, очень волнуются. Но это менее заметно, чем их оригинальные костюмы: оба постановщика облачены в забавные пятнистые комбинезоны. Сценограф Михаил Кукушин в не столь экстравагантной одежде не привлекает к себе такого внимания. А Антон и Ольга, по их признанию, заготовили такие наряды для того, чтобы поднять настроение артистам. Понятно, что перед сдачей спектакля тем очень непросто…

Впрочем, у героев «Фантазеров» нервозности не ощущается. С первых минут истории видно, что работают они с удовольствием. Особенно увлеченным выглядят вымышленные персонажи Мишка (Михаил Лебедев) и Вовка (Михаил Селищев). Кажется, их просто переполняет энергия, они с упоением участвуют в любых проделках. Неслучайно на творческой встрече после «Фантазеров» школьники интересовались у артистов: «Сколько вам лет? Вы так себя в спектакле ведете так, что кажется, не больше 10!».

Остальные актеры выглядели спокойнее просто потому, что им достались более меланхоличные герои. Николай Ежов играл «взрослого» - художника Бориса Семеновича, наставника, отправляющего современного компьютеризированного подростка Игоря в мир фантазии и творчества. А сам Игорь (Сергей Макаров) вообще получился практически бессловесным персонажем. Его вообще в этой пьесе быть не должно было! Героя вписали в историю уже после первого визита постановочной группы в Томск. Артист Сергей Макаров так запомнился режиссерам и художнику на кастинге, что они рассказали о нем драматургу и попросили добавить нового персонажа в пьесу.

Главная особенность режиссерского решения «Фантазеров» - это новые технологии. Планшет играет в этом спектакле свою роль. На нем в интерактивном режиме, при непосредственном участии зрителей, создаются рисунки, которые проецируются на декорацию, на задник-мольберт. Но назвать постановку воспевающей новые технологии нельзя. Напротив, в начале истории Игорь оказывается в мастерской скульптора, но вместо того, чтобы разглядывать его работы и как-то изучать непривычную обстановку, мальчик не отрывается от планшета. Когда художник рассказывает ему про возможность творчества, знакомит его с красками и кисточками, дает «художественные» задания, то ребенка искренне удивляют и увлекают новые возможности. Такой замысел спектакля у режиссеров возник после поездки в отпуск на море. Ольга взяла с собою маленькую крестницу, и обратила внимание на то, что девочка не замечала моря, животных и другие местные достопримечательности. Ей было все равно, что происходит вокруг, она не выпускала из рук своего планшета.

- Хотя мы вовсе не хотим сказать компьютеру нет, мы против назидательных спектаклей, - поясняет Ольга.

Проникновение новых технологий в театр – это, по мнению постановщиков, процесс органичный.

- Они представлены в нашей жизни, а театр не настолько искусственен, чтобы его обходили стороной. Это нормально, что они применяются и будут применяться еще чаще, - считает Ольга Шайдуллина. - Даже театральные художники сегодня часто создают макеты спектаклей и костюмы уже не карандашом, а с помощью современной техники. Например, наш Михаил Кукушин работал над «Фантазерами» по-разному, и карандашом, на компьютере, он предпочитает синтетический подход. Другое дело, что не должно быть на сцене технологий ради технологии. Это от лукавого, это неправда. Мы технологии используем для того, чтобы донести свои идеи, была задумка, и потом уже родились различные ходы.

- И мы все равно не отказались от живых красок, - добавляет Антон Калипанов. – У нас герои рисуют не только на приборах, но и на мольберте акварелью, маркерами. И зрители видят, что у них есть выбор.

Спектакль, по мнению постановщиков, рассчитан в первую очередь на детей младшего школьного возраста.

- Хорошо бы посмотреть его в тот период, когда творчество становится для ребенка не просто процессом жизни, а осознанным актом, - поясняет Ольга. – Хотя, конечно, можно приходить на «Фантазеров» и тем, кто старше. Мы говорим, что он для зрителей от 6 до 106 лет. Мы любим ставить спектакли для всей семьи.

Самое слабое звено работы, пожалуй, пьеса. Драматургия для детей в России последние годы не развивалась. Обращать внимания на истории для маленьких зрителей начали только недавно. В пьесе «Фантазеры» ощутимы «склейки» между цитатами Носова и современным текстом.

Но, к счастью, спектакль - это далеко не только текст. С визуальным рядом в новой работе все хорошо. Яркие краски в костюмах, спецэффекты, работа со светом в историях о том, как вымышленных героев съел крокодил или об их полете на луну. Возможности фантазии демонстрируются во многих сценах. Например, тумбочки с инструментами скульптора вдруг превращаются в трамвай. Показываются и возможности театра кукол, в котором любой предмет, даже недоделанная скульптура, становится одним из героев.

Узнают дети из спектакля и о художниках – видят репродукции работ разных известных авторов - от Леонардо да Винчи до Марка Шагала. А также трогательную подборку фотографий живописцев в обществе своих любимых котов.

…После премьеры постановочная группа из Томска отправилась домой, где всех ждут новые работы. В том числе и связанные со спектаклями для маленьких зрителей. По мнению москвичей, кризис детских постановок в России, о котором так много говорили, начинает отступать.

- Сейчас ситуация меняется, - считает Ольга. – Появляется все больше фестивалей, которые поддерживают спектакли для детей, фондов, дающих гранты на такие работы. Много внимания таким работам уделяет «Культпроект». Проводятся лаборатории для авторов, пишущих для маленького зрителя. Драматургия для детей была забыта, теперь на нее обратили внимание, и это здорово. Вообще можно выделить тенденцию: даже те театры, где прежде не было репертуара для детей, начинают ставить спектакли не только для взрослой аудитории. И если даже национальная премия «Золотая маска» за лучший спектакль в 2012 году была присуждена спектаклю для детей «Счастье», постановке Андрея Могучего... Если режиссеры такого высокого уровня обратили внимание на совсем маленьких зрителей, то это говорит о многом.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина