Добрая сказка под Рождество. Премьера спектакля «Дорогая Памела» в Северском театре для детей и юношества

Спектакль веселый, но с налетом грусти: есть сцены смешные, есть моменты слезные. И, конечно, любовь, которая умеет побеждать любые обстоятельства.

Постановка Натальи Корляковой «Дорогая Памела», премьера Северского театра для детей и юношества, не случайно появилась на свет в декабре, накануне самых любимых добрых праздников, когда светлая история так уместна.

Первым на сцену выходит человек от театра (Иван Тимошин). Он играет на саксофоне, точнее, имитирует игру. «Если бы я умел играть на саксофоне, то наш спектакль мог бы начинаться так», - фантазирует герой. Но человек от театра не умеет играть ни на саксофоне, ни, как выясняется позже, на других инструментах. Зато он прекрасный рассказчик и у него есть пьеса… Именно он объясняет зрителям, что за замшелый подвал перед ними и представляет героев.

!cut

Пыль, грязь, старье – в таком пространстве (художник спектакля Владимир Левин) обитает удивительная, добрая и при этом совершенно одинокая старушка Памела Кронки (заслуженная артистка РФ Наталья Носова). Ее муж и дочь погибли, от прошлой жизни остались только воспоминания, разговаривать приходится с любимым котом. Но однажды все меняется, когда в ее подвал приходит странная троица случайных знакомых. Аферисты предлагают Памеле совместный бизнес, страхуют хозяйку на приличную сумму и думают, как бы эффективнее избавиться от старушки, чтобы получить страховку...

«Дорогую Памелу», самую известную пьесу американского драматурга Джона Патрика, в театрах ставят часто. Оно и неудивительно: такие спектакли непременно нужны в репертуаре. Добрые, душевные, смешные и при этом не имеющие ничего общего с примитивной и пошловатой комедией положения некоторых очень популярных сегодня драматургов.

- Эта пьеса – вещь для публики, легкая комедия, спектакль по которой должен быть кассовым, - говорит Наталья Корлякова, заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Северского театра для детей и юношества. – Об участии с «Дорогой Памелой» в фестивалях, конечно, думать не стоит, но и совсем простой ее не назовешь. Мне нравится такие комедии, где есть о чем поговорить. Комедия ради комедии мне не интересна, важно знать, про что мой спектакль, куда вести артистов за собой. В «Дорогой Памеле» есть то, чего я хотела: люди в этой истории меняются, и за ними меняется и зал.

Еще одним поводом обратиться к пьесе Джона Патрика стал юбилей одной из ведущих актрис театра Натальи Носовой. Режиссер решила, что «Дорогая Памела» станет прекрасным вариантом бенефиса. Он намечен на февраль 2014-го, за это время спектакль как раз наиграется и задышит.

- Обычно Памелу играют актрисы постарше, лет 70, но мне и более молодая героиня нравится, тем более, в пьесе точный возраст не определен, - отмечает Наталья Корлякова. - Думаю, ей не больше 60. Раз автор выстраивает любовную линию между Памелой и Солом, то она не может быть дряхлой старухой. Она просто женщина в возрасте, полная женского обаяния, в нее можно влюбиться. Мне нравится такое прочтение. Режиссеры «Дорогой Памелы» часто делают главную героиню безумной старухой, не видящей, что ее жильцы бандиты. Хотя они, скорее, аферисты, по своей сути люди хорошие, но потерянные в этой жизни. Судьба заставила их заниматься авантюрами. Играть безумную старушку и Наталье Носовой было бы неинтересно, и меня эта история не привлекла бы. У нас Памела одинокая, она догадывается, что ее знакомые не совсем законопослушны, но чувствует: они люди добрые и хочется им помочь, поэтому и делает вид, что ничего не замечает.

Героиня Натальи Носовой в спектакле существует в своей реальности. На первый взгляд Памела кажется чудачкой, напрасно доверившейся сомнительным новым знакомцам. Эта подчеркнутая возвышенность, ощущающаяся даже в манере говорить, неспособность заподозрить ни в чем плохом поселившихся в ее развалинах аферистов, сначала может казаться нелепой. Но вскоре становится ясно: Памела не так проста как кажется, она очень мудра и тонко вовлекает в свой добрый мир героев.

Другой важный герой, старший из аферистов Сол Бозе (Анатолий Кудрявцев), поражает своим почти античным одеянием из шторки в ванной. Именно в такой неподходящий момент его застали полицейские, но мошеннику удалось избежать ареста. Выразительный, очень органичный в комедии Анатолий Кудрявцев получает более чем достаточно возможности для самовыражения. Сложно сдержать смех при его безумном танце с маракасами. Роль Сола тоже вполне подошла бы для бенефиса.

Что до молодых охотников за деньгами, то Глория (Наталья Дуброва) предстает грубоватой девушкой с вызывающим макияжем. Резкий, раздражительный Брэд (Руслан Ковязин) - талантливый инженер, переживающий, что потерял работу из-за проблем с легкими. О том, что эту циничную и ругающуюся по любому поводу парочку играют те же артисты, что возвышенных и поглощенных своею историей влюбленных из трагедии Шексира, в «Дорогой Памеле» напомнить может разве что ироничная реплика Сола: «Вы просто как Ромео и Джульетта!».

Но Глория быстро меняется, а вместе с нею преображается и мрачный подвал. Стоило немного пожить у Памелы – и вот девушка уже переодевается в простое, милое платье, избавляется от резкого макияжа, не скрывает нежных чувств к Брэду, увлекается наведением уюта в развалинах, готовит рождественский подарок хозяйке. Смягчаются интонации и манеры.

Заметные метаморфозы происходят и с предводителем аферистов Солом. Теперь он ворует горячие кофейники из домов, чтобы выпить кофе в разваленном жилище Памелы, становится спокойнее и все с большим интересом заглядывается на хозяйку дома. Кажется, грозный аферист влюбился, и вместо того, чтобы «пришить» старушку ради страховки, танцует с нею медленные танцы!

Дольше всего придерживается преступных замыслов Брэд – ему, молодому, по нездоровью лишенному работы, влюбленному в Глорию, очень сложно отказаться от мечты о деньгах. Не будем раскрывать, повлияют ли на афериста чары доброты Памелы.

Двум молодым актерам в новом спектакле достались возрастные роли. Врача (Иван Непомнящий) можно назвать комическим стариком. У него выразительно нелепые накладные борода и очки, вызывающая смех плохая дикция, а от мучительного радикулита его может избавить только талант Памелы вправлять позвонки. Полицейский Джо Янки (Антон Воробьев) – герой, чей возраст не так уж и подчеркивается. Бутафорская седина, представительный вид, резкие движение, пристальный взгляд, самоуверенность и решительность, искренняя привязанность к давней подруге Памеле… Впрочем, потом окажется, что этот герой совсем не так прост.

Интересно, что у этих возрастных ролей есть любопытное объяснение:

- Этот прием связан с юбилеем Носовой – все, занятые в «Дорогой Памеле» актеры, кроме Антолия Кудрявцева - ученики Натальи Николаевны, - поясняет Наталья Корлякова. – Мы с нею несколько лет назад выпустили курс в томском колледже культуры. Решили, будет интересно, если бенефис она сыграет с учениками. Такая преемственность поколений. Только роль Сола никак нельзя было отдать молодому артисту. А полицейский и врач вполне могли бы быть постарше, но мы выбрали такое решение, тем более, для актеров в нем тоже есть свои плюсы.

Критики считают «Дорогую Памелу» типичной американской рождественской сказкой-притчей. О приближающемся празднике напоминает многое: подарок, который Глория придумывает для Памелы, человек от театра, живьем поющий в «телевизоре» «Jingle bells». Но главное - в атмосфере спектакля чувствуется это неуловимое предвкушение чуда, надежды, что все непременно сложится хорошо.

10 лет назад предыдущим бенефисом Натальи Носовой стал спектакль «Не отрекаются, любя». Он остался в репертуаре на семь лет. Очень вероятно, что «Дорогую Памелу» тоже ждет долгая жизнь.

Текст: Мария Симонова
Фото: из архива Северского театра для детей и юношества