Слэм в Томске: девушки «перечитали» мужчин

В Томске много людей, пишущих стихи. Причем не просто записывающих строки в заветную тетрадь и прячущих свое творчество от чужих глаз, а готовых выйти к публике и читать, читать, читать... Это наглядно доказал первый Томский городской открытый поэтический турнир «Предназначено на СЛЭМ», прошедший 12 марта в Областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

В соседнем Новосибирске слэм – частый гость. Турниры проходят в библиотеках, театрах, книжных магазинах, ДК и даже на улице. Проводит и организует их Юрий Татаренко, поэт, член Союза писателей России, лауреат Международного поэтического фестиваля «Шорох». В Томске Юрий когда-то работал артистом, и при случае озвучил в городе идею провести слэм и в наших краях. Пушкинская библиотека проектом заинтересовалась. В соцсетях создали группу турнира, и вскоре уже набралось немало желающих проверить свои поэтические силы.

!cut

Правила турнира были просты: у каждого есть три минуты для того, чтобы очаровать публику своими стихами (а также, конечно, и мастерством чтеца). Затем ведущий отворачивает поэта спиной к залу и начинается тайное для автора голосование. Те, кому понравилось услышанное, поднимают руку, а кого прочитанные строки не вдохновили, никак не проявляют свое отношение (голосовать против нельзя).

Строки, вполне подходящие для слэм, среди своих сочинений в Томске поначалу обнаружили 35 человек. Но уже в процессе турнира к ним присоединилось еще 10 участников. В итоге слэм оказался очень длинным и шел больше 3 часов. Зато все желающие получили свои несколько минут поэтической славы.

В зале собралось 150 человек, причем две трети из них сами в борьбе за победу не участвовали. Это можно назвать томской спецификой: в Новосибирске обычно собираются сами поэты, столько болельщиков не приходит.

Никакого предварительного отбора на слэме не было. Цель турнира - не выявить лучших поэтов города, а провести мониторинг, познакомить увлеченных творчеством людей друг с другом. Участвовать в слэме могли все желающие прочитать собственные зарифмованные строки. В итоге на сцену выходили и совсем юные участники, и люди солидных лет. Не было разницы и между статусом авторов. Выступали и любители и те, кто связан с поэзией давно и официально состоит в Союзе писателей России.

- Для меня турнир - это возможность почитать свои стихи тем людям, кто никогда меня не слышал, найти новых читателей, попробовать себя в незнакомом жанре слэма, - объясняет Елена Клименко, поэт, член Союза писателей России. - Хотелось посмотреть и на молодых поэтов, услышать свежее слово, неожиданный образ. Но больше меня заинтересовала подача стихотворений, чем их содержание. Конечно, я понимала, что могу проиграть, но сумела усмирить гордыню и попробовать себя в новом качестве.

Для членов союза писателей России слэм не оказывается звездным часом. Из пяти поэтов, кто рискнул испытать себя на турнире, до финала добираются только двое: Ольга Комарова и Николай Хоничев.

Подача на слэме явно главное. Вот, например, выходит на сцену Андрей Батырев. От микрофона отказывается, постоянно передвигается по площадке, машет руками, читает эпатажно, если не сказать, истерично. Содержание, впрочем, тоже эффектное, например, говорит о клоунах с диагнозом шизофрении.

- Я не репетирую, не готовлюсь к выступлениям! – заявляет Андрей Батырев. - Это моя энергетика, она царит во мне, это моя экспрессия. Многие читают стихи в микрофон, а, по-моему, невозможно так делать, неправильно. Вообще у меня опыт публичного чтения большой, я выступаю в литературном клубе в библиотеке. В педагогическом колледже я председатель литературного клуба, собираю людей и объясняют им, как правильно надо писать. Только один из миллиона будет вкладывать в стихи свою душу. В слэме я не победил, только вышел в финал. И ладно, главное – в зале было столько народу, на меня смотрело столько глаз, я чувствовал энергию… Этим я живу.

Впрочем, подача помогает не всем. Артем Терсков читает своеобразно, да и стихи у него вызывающие, про тараканов, бабочек... Публика оценивает сдержано.

- Я приготовил много стихов, но лимит всего 3 минуты, удалось прочитать только несколько, - отмечает Артем. - Манера чтения у меня формируется во время репетиций. Сначала пишу текст, потом читаю, и приходит понимание, как надо его исполнять. Иногда только через несколько лет приходит. Репетирую дома, на кухне и в ванной - там у меня хорошая акустика.

Впечатления от слэма у Артема неоднозначные:

- Это как групповая выставка художников, каждый показывает, во что горазд. Сложно воспринимать. такой «винегрет». Хотя у меня не было цели кого-то услышать, я же не ценитель поэзии, не читаю других авторов, не восхищаюсь ими, просто сам пишу стихи. Но я думал, что на сцене будет только молодежь, удивился, что немало людей в годах тоже выступают, тоже что-то пишут. У них стихи, как я заметил, все про «обычную» любовь. Это неинтересно.

До финала Артем не добирается и покидает зал, как и еще немало утомленных обилием поэзии, причем очень разного качества. Право второго выхода на сцену получают 11 конкурсантов. Теперь у них только 2 минуты на то, чтобы заинтересовать зал. Результаты получаются очень любопытными: экстравагантности зрители явно предпочитают женское обаяние. Третье место достается выразительной брюнетке Анне Савченко, запомнившейся всем в 1 туре своим стихотворением с ярким ехидным финалом «Он был далеко не дурак – Вблизи оказался дебилом».

А два лидера – Надежда Максимова и Светлана Патрушева – набирают одинаковую сумму голосов. Проводится очная дуэль, девушки читают еще по стихотворению, и победителем становится Светлана.

Надежда Максимова подкупает своей непосредственностью и юностью. Она учится на факультете журналистики, стихи пишет с 11 лет. Публикой ее не удивишь, ей уже доводилось петь и читать стихи со сцены. Но на слэме было непросто:

- Формат заметно отличается от камерных концертов, где свет направлен на сцену, а в зале темно, - признается Надежда. - Здесь все жестче: светло, мы со зрителями видим друг друга, я могу в любой момент «словить» какую-то эмоцию и сбиться. К счастью, этого не случилось. Я читала свои новые стихи, а также те вещи, в которых хоть в какой-то степени уверена. Конечно, приятно, что заняла второе место, что меня хотят слушать и мои мысли кому-то интересны.

Светлане Патрушевой к сцене не привыкать, она известна в Томске как бард, часто выступает, выигрывала в музыкальных конкурсах. Она держится очень уверенно и привлекает публику своим обаянием. Правда, читать стихи зрителям ей еще не доводилось:

- Впервые вышла на сцену без гитары, опыт помог справится с волнением, - поясняет Светлана. – Выбирала стихи интуитивно, прислушивалась к себе. Были сомнения по поводу одного стихотворения, которое я прочла во втором туре. Оно откровенное и в то же время жесткое. А я мягкая, лиричная… Но захотелось прочесть именно его, значит, так и было надо. Я вообще удивилась, что прошла во второй тур. Не готовилась к нему. Я на слэм шла не ради победы, а получить удовольствие от выступления. Меня очень порадовало, что столько людей в Томске пишут стихи.

Среди тех, кто не победил, было немало счастливых лиц. Финалист Тимофей Занин, например, считает, что слэм всем пойдет на пользу:

- Это такое пространство, где поэты могут обмениваться творческой энергией, идеями, что способствует творческому росту. Я не выиграл, но для меня победитель слэма - это все, кто поделился своим творчеством с людьми.

Ведущего слэма Юрия Татаренко мы попросили сравнить турниры томские и новосибирские:

- Количество слабых авторов везде примерно одинаковое, количество возрастных поэтов и молодежи тоже, а вот публики, болельщиков в Новосибирске собирается меньше, там победителя выбирают поэты, - пояснил Юрий. – Я расстроен, что мы не успели провести еще один тур: много ярких участников балансировали между слабыми и сильными, при дополнительном раунде у них был бы шанс выйти в финал. Кстати, томская особенность - к финалу участники устали и начали читать серьезно, некоторые получили гораздо меньше голосов, чем за первое выступление. Это говорит о неумении распределить свои силы. В Новосибирске обычно количество голосов растет тур от тура. То, что победили девушки, стало для меня сюрпризом. В Новосибирске такое случалось только однажды. Но так проголосовал зритель.

Вероятно, в мае в Томске пройдет второй слэм. Возможно, на нем участники будут регистрироваться заранее, так удастся сократить время турнира. Так же, вероятно, он будет проходить в формате дуэлей, по системе «плей-офф»: участники делятся на пары по жребию, и в следующий тур проходят только победители. Это тоже позволит слэму стать динамичнее.

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина