Мастер-классы фестиваля «Ковчег»: куклы для «чайников»

Смотреть кукольные спектакли интересно. А учиться самостоятельно создавать героев для самых разных постановок интересно вдвойне. 

В рамках Международного передвижного фестиваля театров кукол «Ковчег», который проходил в томском «Скоморохе» в октябре, состоялось несколько мастер-классов, участниками которых стали зрители. 

Мастер-классы у «Ковчега» всегда разные — все зависит от пожеланий театра, принимающего фестиваль. Например, в прошлом году иркутяне искали информацию о постановках спектаклей для слепых, для занятий с их труппой специально пригласили литовского специалиста. В Томске зрителям рассказывали и показывали из каких материалов создаются герои для постановок театра теней и как можно превратить в живое существо абсолютно любой предмет. 

!cut

Представитель Японии Нори Сава устроил «Теневой театр для чайников». Публики в зале «Скомороха» собралось порядочно — в основном школьники. Мастер признался, что участников для такого мастер-класса многовато, но все же начал. 

Героев для собственной теневой сказки создать нетрудно, для этого нужны бумага, крепления, несколько палочек и скотч.  

— Это обычные «творческие» материалы, их можно приобрести в любом канцелярском магазине, — отмечает Нори. — Только с поиском кнопки, которой закрепляются детали куклы, могут возникнуть сложности. А показать представление теней поможет кодоскоп — это специальный прибор для проецирования на вынесенный экран изображений.    

Кукол рисуют на черной плотной бумаге, а потом вырезают по контуру специальным ножиком. Материалы для работы участникам выдают во время мастер-класса. Трафаретов нет, каждый придумывает своего героя самостоятельно. 

— Когда я показываю в начале занятия дракона, то большинство ребят рисует его, а когда рыбку, то всех привлекают рыбки, — смеется Нории. — Здесь я продемонстрировал и рыбку, и птичку и дракона, поэтому у детей получились разные персонажи.

— Я делаю рыбку. Мне нравится мастер-класс, я люблю рисовать, хотя сложно вырезать фигуру непривычным ножиком, — рассказывает пятиклассница Лера. — Хорошо, что наша учительница Инна Геннадьевна подсказывала. Мы из 24-й гимназии, всем классом пришли на мастер-класс. Решили так отметить конец четверти.

Нори наблюдает за тем, как дети работают и с помощью переводчицы Саши дает им советы:

— Крепче держите нож! Двигайте бумагу, а не его! Для соединения деталей куклы делайте дырочки для кнопки подальше от края! Не придумывайте сложных фигурок, бумага плотная, вам будет сложно их вырезать!

Японский мастер отмечает: главная ошибка всех мастер-классов — это фигурки с обилием мелких деталей. Теневая кукла должна быть простой, иначе ее и вырезать трудно, и правильно соединить. 

— Каждый раз об этом предупреждаю, и сегодня тоже, но уже вижу: мальчик сделал отдельно тело и две ножки. Нельзя будет такой куклой управлять, —  поясняет Нори.

Многие вклеивают рыбкам и драконам глазки — небольшие детали можно выполнить из прозрачной бумаги, тогда их будет видно на экране для теневого театра. У кого-то получаются очень интересные работы. Например, гусеница с глазками и улыбкой, или дракон, у которого двигается челюсть.

Нори спрашивает, нужна ли кому-то помощь, и выясняет, что все неплохо справляются и без него. Берет свой планшет и фотографирует на память всех участников. 

Ребята проверяют своих кукол в действии, прикладывая их к кодоскопу. Дома такой прибор, естественно, найдется у немногих. Но желающим поиграть в теневой театр можно обойтись и без него:  

— Просто возьмите обычную лампу, подойдите к белой стене, и поэкспериментируйте, найдите ракурс, в котором куклы будут видны на вашем «экране», — советует Нори. 

Мастер-класс словенца Матиа Сольце «Как из ЧТО сделать КТО» — это целое представление. Матиа эмоционален, полон энергии и непредсказуем. Наблюдать за ним интересно всегда.

Он выходит с небольшим аккордеоном и заявляет: «Для меня театр – это музыка!». Спрашивает собравшихся в «Скоморохе» в зале на подушках детей, что те хотят услышать и получает ответ: «Давайте все, кроме российской музыки, а лучше свою, словенскую!».

Матиа играет что-то и параллельно рассказывает на смеси русского, словенского и английского:

— Я создал свой театр в Италии, там меня прозвали «Матита», что значит «карандаш». Я на него похож — высокий, худой, скромный.

Напоминает, что в Италии когда-то появился герой Пульчинелла (прообраз нашего Петрушки), берет пищик и измененным голосом начинает петь какие-то скороговорки, обучая им зал. Многие дети включают на своих смартфонах видеокамеры и начинают снимать импровизацию Матиа. 

Вскоре словенец переходит к обещанному превращению «что» в «кто». Достает из своего сундука неказистую тряпку и гордо заявляет: «Это первая кукла, которую я сделал!». В дырку в тряпке просовывает палец, на него надевает маленькую и довольно страшную голову, сделанную, судя по всему, из бумаги. В его руках это странное существо сразу оживает.

Затем Матиа показывает всем красивую куклу с «восточным» лицом и признается: 

— Ее я похитил из Японии, там ее хотели сжечь для ритуала. Я ее пожалел, увез, назвал Каролиной, сделал для нее целое шоу, теперь она известная актриса и, я уверен, счастлива!

Другая его кукла — дерево, созданное… из ситечек для процеживания чая!

— Очень просто его сделал — пошел на кухню, взял ситечко... — смеется Матиа.

Следующие полчаса он демонстрирует удивленной публике пса из полосатого носка, лягушку из капроновых гольфов, гнома из шерстяного носка, старую корову из молотка, дедулю с глазами-лампами. Все куклы уже немало поездили по миру, обтрепались, механизмы иногда заклинивают, но словенца это не смущает, он поправляет их и продолжает оживлять. Объясняет детям, как с помощью собственной руки, пальцев сделать этих забавных героев живыми. Утверждает: «Ваши руки это уже куклы!» Затем предлагает повторять за ним разные движения и с помощью собственных пальцев изображать разных героев.

Матиа уверен: превратить в куклу можно любой предмет. Он допивает кофе из обычной пластиковой чашки и мгновенно превращает одноразовую посуду в черную шапочку. 

— У таких кукол возможностей даже больше, чем у традиционных! — уверяет Матиа. — Я вообще называю кукол предметами. Может, я на неправильный фестиваль приехал? У меня театр предметов, и все влезает в один чемодан, очень удобно.

Наконец приходит время практики. Дети получают новые носки, газету, скотч. Из этого материала можно сделать все, что нужно: скомканная бумага становится у участников мастер-класса и головой куклы, и рогами, и глазами.          

— У меня улитка, — хвастается Соня. — Мне нравятся такие куклы, интересно было узнать, как их делать, как ими управлять.

— У меня единорог, рог я сделала из газеты, — объясняет  Оля. — Носки не разрезала, мне их жалко, такие красивые!

— А я делаю корову! Мне кажется, ее проще всего смастерить, — полагает Диана. —  Больше всего мне приглянулась лягушка, она очень смешная!

Пока дети и более взрослые участники мастер-класса создают своих кукол Матиа дает важные советы:

— Запомните, кукольнику надо делать паузы, позволять зрителям оценить каждый жест. И двигайте руками плавно.

И напоследок напоминает самое главное: 

— Перед тем, как делать куклу, определитесь, для чего собираетесь ее использовать и помните: строгих правил не существует, все в ваших руках, фантазируйте и творите! 

Текст: Мария Симонова
Фото: Роман Сусленко