Театральный фестиваль New F: юбилейный и последний

10-й новый молодежный театральный фестиваль New F оказался не только юбилейным, но еще и последним. 

Этот проект стартовал в томском Зрелищном центре «Аэлита» в 2005 году и стал редким примером неформатного фестиваля. Здесь на сцену выходили и профессиональные театры, и любительские студии, любящие эксперименты. Надо сказать, для Томска он был еще и единственным постоянным межрегиональным театральным фестивалем. 

Символ фестиваля

За 10 фестивалей в «Аэлите» было сыграно около 60 спектаклей. В New F участвовало около 40 театров. Но первым и последним на сцене зрелищного центра во время каждого фестиваля появлялся он - ведущий Константин Сергеевич Данченко. Этот ироничный, колоритный персонаж был бы беспомощен без артиста Юрия Орлова. Ведь ведущий New F – это кукла. 

!cut

- Отношения у нас с Константином Сергеевичем были, можно сказать, слишком легкие, - говорит Юрий. – Все очень просто сложилось. Автор идеи фестиваля Тема Банников предложил мне стать ведущим. А я подумал, что интереснее получится, если неформатный New F проведет кукла, и взял из театра «Скоморох» героя уже не идущего спектакля. Кстати, этого персонажа на самом деле звали Аполлон. 

Со временем Юрий Орлов переехал в столицу, сейчас он актер Московского театра кукол. Но его по-прежнему приглашали на фестиваль, поскольку не могли себе представить другого ведущего. Кстати, на юбилейный New F прибыла почти вся прежняя команда «Аэлиты», которая разъехалась несколько лет назад. Правда, не получилось принять участие в последнем фестивале автору его идеи Артему Банникову. Он в Москве, снимается в сериалах, и не смог выбраться в Томск даже на день, поэтому прислал видеообращение к участникам. 

От первого до последнего New F

Самым постоянным участником фестиваля можно смело назвать мариинский театр «Желтое окошко». Он был на первом фестивале и его же спектаклем завершался последний.  

- Из всех фестивалей,  где я побывал, этот самый домашний, - считает Петр Зубарев, режиссер, актер, директор театра «Желтое окошко». – Сюда можно было приезжать, как в семью. Славятся своим приемом северные фестивали - в Нижневартовске, в Новом Уренгое. Вероятно, они теплом внутренним компенсируют недостаток внешнего. Там радушные хозяева, а здесь, в «Аэлите», всегда было абсолютно по-домашнему, не возникало ощущения, что ты участник фестиваля, гость. В перерывах  - забавные перформансы в коридорах. Каждый год своя концепция для закрытия и открытия. Жизнь, движение - это было очень здорово! Важно и то, что на New F получали возможность выразить себя те, кто не мог попасть в профессиональное фестивальное пространство, получить должную критику и самовыразиться. Те конкурсы, что проводятся для самодеятельных коллективов, часто превращаются в «раздачу слонов», призовых мест для аттестации. New F был отдушиной для любительских театров. Пусть их спектакли были несовершенными, но они честно показывали, чем живут. 

На 10-м New F театр «Желтое окошко» впервые сыграл в Томске «Бозон Хиггса или трудно быть Гогой», новый моноспектакль Петра Зубарева. Его герой физик, а речь идет о взаимоотношениях с Богом.

- В современной пьесе «Убийца» есть хороший текст: почему, когда мы начинаем обращаться к Богу, то сразу возникает поэтический слог, пафос. Если он отец, отчего не можем разговаривать с ним как с папкой? Что случится, если так сделать? Барьер пафосности отдаляет нас друг от друга, - полагает Петр Зубарев. - Я понял, что в природе нет ничего святого. Есть простое и живое, а святое придумали, чтобы манипулировать людьми. Не надо падать на колени,  надо просто любить и понимать. Мне хотелось сбить торжественность человеческого отношения с Богом, поэтому главный герой - физик, у него все может быть разложено на молекулы. 

На «сливе», традиционном для New F обсуждении, об этом спектакле говорили в превосходных эпитетах и называли его потрясением.  

Открытие New F’ов 

Если «Желтого окошко» давно гастролирует в Томске, и свои зрители у него были и до фестиваля, то новосибирскую театр-студию «Первый театр» городу открыл именно New F. Искренние, очень живые, заставляющие верить своим историям, артисты на сей раз представили на фестивале спектакль «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека. Постановка - режиссерский дебют Александра Форостинского, одного из актеров театра. В названии «Первого театра» неслучайно звучит слово «студия». Здесь спектакли ставит не только художественный руководитель Павел Южаков, но и любой из артистов, кому хочется попробовать себя в режиссуре. Причем Павел смотрит работы только во время премьеры, дает постановщикам свободу, не вмешивается в процесс.

В Томске актеры хвалили зал:

- Был думающий внимательный зритель, чувствовалось, что люди пришли не на «комедию про любовницу в шкафу», а за мыслями, - отметил Илья Музыко.

Правда, на обсуждении прозвучали интересные упреки: некоторые посчитали, что тема свободы, заявленная в спектакле, абсолютно неактуальна, поскольку Россия сегодня совершенно свободная страна. 

- Если мы такие свободные, то почему у артиста могут отменить концерты по всей стране? – интересуется Илья Музыко. 

- У героя, которого в «Эмигрантах» играет мой коллега, есть реплика: неважно, чего ты раб, вещей или денег, - дополняет Илья Шабельников. - Можно быть не только политическим рабом. Не удивлюсь, если те, кто говорил о полной свободе, сами рабы своего мобильного телефона. Это большое заблуждение об отсутствии рабства.

New F придумывался как фестиваль для театров, любящих эксперименты, поэтому уместно будет рассказать про самостоятельный (не связанный с определенным коллективом) интерактивный проект Ильи Шабельникова, Ильи Музыко и их коллеги Артема Находкина. Это «Ненаписанная пьеса о…», варианта есть два: о любви и о детстве. 

- В Новосибирске это точно единственный подобный проект, - говорит Илья Музыко. -  Мы выходим на сцену и просим зрителей: «Дайте нам обстоятельства, и мы сыграем». Публика делится своими историями, придумывает имена героям… Получается необычно. 

Это импровизация. На 90% история получается смешной, - поясняет Илья Шабельников. 

Играется спектакль на разных площадках, поскольку требований к условиям очень мало: из декораций артистам нужны только три стула. 

Перформансам здесь не место? 

О том, что фестиваль пора закрывать, директор «Аэлиты» и один из основателей New F Татьяна Гришаева задумалась в прошлом году:

- Тогда наметилась странная тенденция, я почувствовала: происходит то, что мне не очень понятно, задумалась, имею ли я право называть себя программным директором фестиваля. Были моменты неприятия некоторых работ – не с профессиональной, а с человеческой точки зрения. 10-й фестиваль мы задумали как перерождение. Запустили площадку «Конвертор» для перформативных действий. Решили провести такой эксперимент, посмотреть, как могут сосуществовать театр и перформанс. В итоге я поняла: это можно совмещать, но не в пространстве фестиваля, который организую я. Фестиваль New F был для театров, а не для перформансов, это принципиально разные вещи. Другие причины: изменилась ситуация, главная миссия New F выполнена. Фестиваль мы создавали для того, чтобы вывести на сцену талантливых ребят, кто репетировал по «подвалам и гаражам». Теперь эта задача решена. Еще очень важен тот момент, что команда, с кем вместе мы делали фестиваль, разъехалась. Новая команда замечательная, но они другие, и не могут делать такой же фестиваль, как был прежде. Если захотят, то придумают и организуют другой, я как директор их поддержу.

Перформансы на New F всегда были темой для бурных обсуждений. Еще на первых фестивалях стали появляться спорные работы: одни зрители восхищались смелыми экспериментами, а другие считали их бессмысленными постановками, созданными ради эпатажа. 

В 2011 году «Желтое окошко» и томская театр-студия «Мета» замыслили провокацию. В афише фестиваля появился никому неизвестный хакасский театр Set-up с перформансом «Без лиц». Люди в черном с картонными коробками на головах, странные танцы, драки с использованием рулонов туалетной бумаги, пластические этюды в мешках из полупрозрачной ткани, бессмысленный текст, повторы блоковских строк «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», хождение по сцене в противогазах - вот что тогда увидели зрители. Во время обсуждения нашлись люди, кто назвал перформанс событием, глотком свежего воздуха, сеансом очищающей арт-терапией. Люди искали аллюзии с работами известных кинорежиссеров, правда, одна из обсуждающих после длинных рассуждений о философском наполнении постановки приняла стихотворение Александра Блока за строки Бориса Пастернака. Потом на сцене появились авторы мистификации и признались, что вся работа над проектом заняла два дня и один вечер, никакого смысла в действие ни  один из его участников не вкладывал. Этой шуткой театры решили проверить: а найдет ли смысл в постановке зритель? Участники провокации посоветовали зрителям задуматься, а не обманывают ли их и другие любители загадочных перформансов, представляющих свои работы на полном серьезе. 

Впрочем, на афиши будущих фестивалей эта провокация мало повлияла.  

Почему перформансы неуместно смотрятся на сцене и на театральном фестивале?

- Дело в природе жанра, - считает Петр Зубарев. Я видел на фестивалях, например, в Перми на «Белых ночах», уличные перформансы, зрелища, которые необязательно смотреть от начала до конца. Прохожу мимо, реагирую или не реагирую, иду дальше. Это действие несценическое, без начала и конца. А у спектакля есть завязка, кульминация развязка, определенный сюжет, история. У перформанса нет, зачем тогда преподносить его на сцене? Самовыражение может длиться бесконечно и происходить в любом месте и без претензии на замкнутость. Почему нужно смотреть час нечто невнятное, не обладающее признаками спектакля? Конфликт, думаю, в том, что фестиваль театральный, значит, перформансам там не место. Либо их место в фойе, где прекрасно справлялась команда оргкомитета. У них получилось мило, их задумки создавали необычное настроение. А когда я 50 минут смотрю ерунду на сцене, то значит, что меня обманули. Мое мнение: либо фестиваль перформансов, либо театральный, синтеза не нужно. 

    ***
Что происходило во время перформансов? Например, томская лаборатория перформанса «Сон Кекуле»+импровизационно-экспериментальное сообщество «bSICtransit» представила в рамках «Конвертора» «Nervus Facialis». Действие длилось час. Его участницы молча стояли под звон, шуршание фольги, бульканье воды, а также и другие резкие, неприятные уху звуки. Затем на лица перформеров начали наклеивать кусочки скотча. Конечно, человек с богатой фантазией и желанием создать свою концепцию, легко найдет в этом перформансе множество аллюзий и философского содержания. Правда, готовых к созерцанию подобных работ пока в Томске оказалось пока немного, и в зале было только несколько зрителей. 

После New F
    
Будет ли в следующем году в «Аэлите» вместо New F фестиваль перформансов? У Ксении Беленковой, куратора площадки «Конвертор», точного ответа на этот вопрос нет: 

- Я занимаюсь танцем, курирую проект «Танец и современность», мне было бы интересно проводить фестиваль современного танца и перформанса, включая в него музыку, медиа и другие вещи, связанные с современным искусством – поясняет Ксения Беленкова. 

Другой важный вопрос: где теперь те зрители, кто полюбил постоянных участников New F, смогут увидеть спектакли этих театров? Например, билеты на «Желтое окошко» кончились еще до начала фестиваля, собрал полный зал и «Первый театр». 

- Если фестиваль закрывается, то это не отменяет дружбу с театрами, - обещает Татьяна Гришаева. - Петр Зубарев высказал много идей новых фестивалей, возможно, что-то удастся воплотить в жизнь. И для гастролей совершенно необязателен фестиваль, так что с друзьями мы расставаться не собираемся. 

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина