Премьера в Северском театре для детей и юношества: «Скоро настанет завтра»

Без грима

В Северском театре для детей и юношества появился необычный для его репертуара спектакль: здесь решили обратиться к современной драматургии и рассказали историю о совсем молодых людях. «Скоро настанет завтра» - постановка известной во всем мире пьесы «Norway. Today» Игоря Бауэршимы. Две главные и единственные роли в спектакле сыграли Наталья Гитлиц и Руслан Ковязин. 

Драматург Игорь Бауэршима родился в Чехии, но сочиняет на немецком языке. Его «Norway.Today» сразу стала событием, ее перевели на более чем на 20 языков. Герои пьесы Юлия и Август знакомятся в Интернете. Девушка ищет компанию для страшного плана: она собралась покончить жизнь самоубийством. Выясняется, что ее готов поддержать некий Август. Объединенная идеей суицида пара едет на норвежские фьорды, где и планирует погибнуть вместе. Такую фабулу драматург позаимствовал у жизни: его поразила история о самоубийстве в Норвегии двух молодых людей, обсудивших свой план во всемирной паутине. Правда, финал автор придумал свой. 

!cut

В российских театрах эта история ставится уже больше 10 лет. В 2007 году пьеса появилась в репертуаре Челябинского камерного театра. Ее поставил Олег Хапов, режиссер, увлеченный работой с современными пьесами. После долгих уговоров со стороны Северского театра для детей и юношества, он согласился вернуться к этой истории, хотя обычно предпочитает так не делать. Проект получил поддержку – грант Фонда Михаила Прохорова.  

Актеры СТДЮ славны своей «школой», умением очень убедительно работать в традициях русского психологического театра. На сей раз перед ними стояла несколько иная задача: быть на сцене максимально естественными:

- Нам режиссер все время говорил такую фразу: «Я знаю, что сыграть вы можете все, вы же артисты. А почувствовать можете?» – вспоминает о репетициях актриса Наталья Гитлиц, Юлия в «Когда настанет завтра». – Он просил нас «видеть» пропасть, северное сияние…

- Главное требование: «Будьте настоящими, не форсируйте», - дополняет Руслан Ковязин, актер, исполнитель роли Августа в спектакле.

Огромный проекционный экран как фон для сцены, два кресла – в таком лаконичном решении художника из Магнитогорска Алексея Вотякова нагрузка на артистов значительно увеличивается. За декорации, как, впрочем, и за музыку здесь не спрячешься. 

– Мы ничем не защищены. Все, от любви до ненависти, переживаем на сцене, максимально близко к зрителям, и невозможно врать, - поясняет Руслан Ковязин.

На экране происходит для многих зрителей привычное: пишутся сообщения в Интернете, мелькают бесконечные фотографии, похожие на те, что постоянно выкладывают пользователи соцсетей. Но затем приходит время периодически встречающегося в театре технического приема, который в данном случае предопределен сюжетом. Юлия и Август в Норвегии, в горах, они близки к своей страшной мечте. Осталось выполнить последнее важное дело: записать прощальное видеообращение к близким. Подобрать нужные слова и удержаться от воспоминаний оказывается совсем непросто. Эти эмоциональные монологи в режиме онлайн трансляции зрители видят на экране: актеры по очереди снимают друг друга на видеокамеру. Для максимальной достоверности, естественности участники спектакля даже обходятся без грима.

- Можно было бы работать с бутафорской камерой, но тогда бы зрители устали всматриваться в наши лица, что мы переживаем, крупный план необходим, - считает Руслан Ковязин.

Оставшись во фьордах наедине, Юлия и Август узнают больше о настоящем мире, без Интернета, где все несколько иначе и заметно сложнее, чем в чате. Резкая, склонная к лидерству Юлия, немного наивный, инфантильный, ведомый Август начинают меняться, что зрители наблюдают во время их искренних и пронзительных монологов. Возникают сомнения: точно ли они уже испытали в этой жизни все и готовы с нею проститься, или их ждет еще множество неожиданностей, и даже такое удивительное явление, как северное сияние? 

Финал у спектакля остается открытым.   

Интересно, что зрители СТДЮ – это в основном люди зрелых лет, молодежи в зале собирается не так уж много. Но этот спектакль, судя по отзывам, оказывается важным для них — чтобы лучше понимать собственных детей и внуков.  

Текст: Мария Симонова
Фотографии: из архива Северского театра для детей и юношества