Премьера в «Скоморохе». «Панночка»: каждый за себя

В театре куклы и актера им. Р. Виндермана яркое событие - премьера впечатляющего спектакля. «Панночка» по пьесе Нины Садур стала четвертым совместным проектом томичей и творческого объединения «КультПроект». Именно эта организация помогла пригласить на постановку художественного руководителя пензенского областного театра «Кукольный дом», заслуженного деятеля искусств Владимира Бирюкова и художника Виктора Никоненко. 

В октябре спектакли этого тандема можно было увидеть на международном фестивале «Ковчег» - «Убить Кароля» и «Жили-были» запомнились многим зрителям. Теперь в репертуаре «Скомороха» будет «Панночка» Владимира Бирюкова, чьи постановки завоевывали национальную премию «Золотая маска» и ради чьих работ в Пензу приезжают зрители из других городов. 

!cut

- «КультПроект» совершает великие дела, я их люблю, хотя все время спорю: «Почему я должен ехать так далеко?!», «Почему постановка в городе, где так холодно?!» - смеется Владимир Бирюков. – Причем «КульПроект» не только нас сводит как сваха, он еще и финансирует работу постановочной группы, а сейчас поставить большой спектакль – это очень дорого, проект требует больших ресурсов и затрат.

Когда режиссеру предложили создать спектакль в «Скоморохе», то он сразу вспомнил про «Панночку». Пьесу Нины Садур он давно мечтал поставить, но в своем театре не позволяла крошечная сцена. А в Томске замысел удалось воплотить.

Первое, что поражает в «Панночке» - это живые, даже пугающе живые куклы! Когда на цене появляется Хвеська (Наталья Павленко), то на секунду можно обмануться и подумать, что это актриса. Добиться такого эффекта помогает четкая работа артистов в «черном кабинете» (а каждой куклой управляет четыре человека) и грамотный свет (художник по свету Юлия Кулешова). Результат – люди «исчезают», и кажется, что куклы живут без их помощи. 

Общая атмосфера крайне мрачная. Помост возвышается над сценой, и козаки Явтух (Николай Ежов), Спирид (Сергей Макаров), Дорош (Михаил Селищев) бесконечно копают могилу. Такое решение, организация пространства, напоминает «Котлован», спектакль Романа Виндермана со сценографией Любови Петровой, шедший в театре 25 лет назад. Авторы «Панночки» ту постановку не видели, но некий платоновский колорит, безысходность, в их работе можно ощутить. 

Усиливает угнетающее впечатление от «бесконечно копающих» их внешний вид: очень уж страшные существа живут на сцене! Эти потерявшие божественную искру люди выглядят безобразно, что можно очень наглядно показать с помощью куклы. В «Панночке» «живого плана» у артистов нет: 

- В этой эстетике кукла намного выгоднее, чем человек, - объясняет Владимир Бирюков. – Едва я прочитал эту пьесу, как понял: ее герои должны копать могилы, возник такой образ, поэтому появились «упыри», «люди-кладбище». И для Панночки кукла - тоже подходящее решение. Какой бы красоты девушку не пригласить на эту роль, кукла, по-своему мертвое начало, будет органичнее.

С помощью разных кукол можно мгновенно менять возраст Панночки (Ирина Паршукова). Также куклу легко заставить летать, и Хома Брут (Сергей Мириев) именно таким образом появляется на сцене, ненавязчиво напоминая известный сюжет с полотна Марка Шагала. Рядом с ним порхает мотылек – и символ бессмертной души, и напоминание о притче о китайском философе и бабочке. Более того, его полет может рождать и смелую ассоциацию со Спасителем. Как оказалось, она неслучайна, режиссер подумывал над тем, чтобы включить в музыкальное оформление спектакля песню Nautilus Pompilius «Мне снилось, что Христос воскрес», потом отказался от такого решения, но параллель осталась: 

- Он с неба спускается на нашу грешную землю, как жертвенный ангел, - говорит постановщик «Панночки». – И здесь другие отношения, козаки копают, не сочувствуя, не сострадая, с главной мыслью: «Слава богу,  не нас коснулось». «Зачем нам знать, мы здесь живем», как говорит в пьесе Хвеська. О заповеди «Возлюби ближнего твоего как самого себя» речи нет. Отсутствие бога внутри нас и создает эту историю. Да, это жесткая точка зрения, да, в каждом из нас есть эти козаки, я тоже иногда трушу, отворачиваюсь, не всегда проявляю лучшие качества. Это редкое чудо, увидеть в реальной жизни доброго человека, который сможет тебе сочувствовать.

Важно не ждать от спектакля «Скомороха» гоголевского «Вия». «Панночка» по пьесе Садур - другая история, и главной темой спектакля Бирюкова становится равнодушие людей друг к другу, принцип «каждый за себя». Он выражается даже в деталях: когда Хома идет на свою очередную, в итоге ставшую последней, встречу со Злом, воплощенном в Панночке, то окружающие сторонятся его, отворачиваются от него, и пьют, не чокаясь, словно поминая его. И равнодушие оказывается гораздо страшнее нечисти и «ужасов» вроде летающего гроба 

Финал спектакля мрачный, но не до крайности. Гибнет Хома, но улетает на небо мотылек, его душа. Остаются его сапоги, ставшие символом памяти, о которых он говорил: «А сапоги очень хорошие!.. А вот будет время, и так же будет лето стоять жаркое, вдруг пойдет человек какой-нибудь по дороге, и ему сапоги очень захочется! Он всунет в них ноги, и охватит его моя жизнь и пронзит аж до самых костей! И! поймет! он! что! хороший! я! был! парень!..». 

Постановка располагает к сочувствию, размышлениям, поиску аллюзий, и, вероятно, станет производить еще большее впечатление, когда наиграется и наберет темпоритм.

Напоследок отметим: без мистики в работе над «Панночкой» не обошлось: труппа «Скомороха» ощутила ее на себе, во время репетиций несколько артистов получили травмы. В итоге в спектакле оказалось задействовано 13 человек. Но запомнится «Панночка» актерам, конечно, в первую очередь не мистическими моментами, а работой с одним из самых интересных на сегодняшний день режиссеров российского театра кукол. 

Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина, театр «Скоморох»