Премьера в ТЮЗе. «Победители» - прививка от войны

Этот спектакль очень больно смотреть. Он полон ужаса и смерти, горя и безнадежности. Он заставляет плакать даже самых суровых людей. «Победители», спектакль по документальной прозе - одна из самых эмоционально сильных постановок на томской сцене.

Меньше, чем через два месяца мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, и в репертуарах российских театров появится очень много «военных» спектаклей. Однако режиссер Дмитрий Егоров ставил свой спектакль на сцене Томского театра юного зрителя вовсе не к юбилейной дате. 

!cut

- То, что мой спектакль про войну вышел в юбилейном году, совпадение, - говорит Дмитрий Егоров, -  У меня не было никакого желания сделать что-то «датское». («Датский» - ироническое название спектаклей, приуроченных к датам. – Н. Б.) Появление «Победителей» обусловлено немного другим контекстом – событиями последнего времени, когда в обществе все чаще и все реальнее стало звучать это слово - «война», как будто все забыли, насколько это страшно. Про Великую Отечественную войну все помнят, но с течением времени эта война отодвигается от нас все дальше, становится мифом. А когда в обществе исчезает генетическая память о том, что такое война, люди перестают ее бояться. И возникает опасность возникновения новой войны. У меня весь этот сезон получается откровенно антимилитаристским, потому что, мне кажется, что, если я художник и, если я имею право разговаривать о чем-то с людьми через артистов, через сцену, то разговаривать сейчас надо только об этом. Остальные темы подождут.

Спектакль поставлен по документальной прозе белорусской писательницы и журналистки Светланы Алексиевич. Как говорит сама Алексиевич, она «выбрала жанр человеческих голосов» и «высматривает и выслушивает свои книги на улицах». В томскую постановку вошли фрагменты из книг писательницы «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики». «Победители» - единственный спектакль на томской сцене, основанный на документальном публицистическом материале.

«У войны не женское лицо» - воспоминания женщин, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Юные девочки в ситцевых платьицах, сначала державшие винтовки, как кукол, а потом научившиеся убивать, прошли через четырехлетний ад. В спектакле звучит множество голосов, множество фрагментов реальных историй. Эти истории едины в одном – война это бесконечный ужас и боль, здесь нет места ничему живому, ничему человеческому. В какой-то момент эти голоса сплетаются в единый стон, в единый вой.

Вторая часть спектакля, «Цинковые мальчики», посвящена Афганской войне.

- Мне кажется, что в отношении Афганистана со стороны руководства СССР была спекуляция на понятии «война», как священного долга. Когда эта война закончилась, сказали, что это была политическая ошибка. И я только могу себе представить, насколько это могло быть обидно и несправедливо по отношению к тем, кто был в Афганистане, - говорит режиссер, - В процессе работы над спектаклем у меня очень сильно поменялось отношение к Афганской войне. Я всегда немного с иронией воспринимал «береты», поющие про Афганистан наивные солдатские песни. Теперь я этих людей бесконечно уважаю и бесконечно им сочувствую.

На сцене мать почти переселившаяся на могилу сына, только здесь ей хорошо. Еще одна мать, надеющаяся, что произошла ошибка и в цинковом гробу похоронен не ее сын. Почти слепой сапер-офицер, ставший надомником. Молодая жена, оплакивающая своего мужа каждый день. Афган сделал несчастными всех, кто с ним соприкоснулся, даже, если на войне удалось выжить.

Документальная проза требует от актеров иного способа существования на сцене. В их монологах нет ничего театрального, кажется, что каждый рассказывает свою историю.

- Прежде чем приступить к репетиции первой части спектакля «У войны не женское лицо», мы долго сидели с девчатами, разговаривали про войну, разбирали фрагменты книги, - рассказывает Дмитрий Егоров, - А перед работой над «Цинковыми мальчиками», я попросил артистов: «Найдите среди этих монологов себя». Потому что заставлять артиста играть про войну нельзя. Война для меня понятие священное - слишком много жертв было принесено. И для меня каждый человек, который вынужден пойти на войну, уже, условно говоря, тот человек, который в Рай попадет. Потому что он жертва - времени, обстоятельств, войны... Поэтому очень важно было, чтобы артисты в себе нашли внутреннюю мотивацию, то, о чем они будут разговаривать со зрителем.

В спектакле очень много завязано не только на воспоминаниях, но и на документе иного рода. Контрапунктом к происходящему на сцене включается агитационная немецкая хроника времен Великой Отечественной войны и советский телевизионный эфир 80-х (режиссер мультимедиа Наталья Наумова). Происходящее на сцене и телекадры – это два разных восприятия войны. В хронике молодые немецкие солдаты с веселыми лицами весело играют в снежки, как будто они отправились на загородную прогулку. На сцене – ужас, боль и смерть. Советское телевидение транслирует бодрые и задорные патриотические песни и отрывки из телепередач о роли матери в семье. На сцене матери с помертвевшими глазами рассказывают, как они хоронили своих сыновей.

Очень точным получилось художественное решение спектакля (художник Константин Соловьев). Белая стена, в которой зияет пробоина от снаряда – граница между войной и миром. В проломе пианино – последнее воспоминание о мирной жизни, вскоре и его сломают и унесут. Реальная земля, в нее врезаются саперные лопатки девушек, и зрителям кажется, что они ощущают привкус этой земли на своих зубах. Символ возвращения к мирной жизни – вода, смывающая впитавшуюся в поры войну.

Музыка, написанная специально к спектаклю в наши времена довольно редкое явление. Для «Победителей» замечательную музыку написала петербургский композитор Настасья Хрущева. Потрясает также вальс композитора Алексея Паперного. Пронзительно грустный и очень искренний, вызывающий целую гамму чувств. В первой части девушки-военные танцуют в обнимку с пустыми нарядными платьями. Во второй – матери танцуют с сыновьями, которых у них отняла война. Танцуют каждый в своем ритме, и каждый танец – отдельная печальная история.

Понятие «победители» в спектакле рассматривается в широком контексте. Это люди поборовшие беду. Девушки, вынужденные мириться с нелестными стереотипами о порочных «походно-полевых женах». Матери ежедневно находящие в себе силы жить, после того, как их сыновей забрала никому не нужная война. Люди, выжившие в боях, и годами пытающиеся победить войну в своей душе и неумение вписаться в мирную жизнь.

- После спектакля ко мне подошла женщина и сказала: «Спасибо большое. Я обязательно приведу на этот спектакль своего сына. Наверное, тогда он поймет, что такое война». Для меня это и есть выполненная сверхзадача. Потому что для меня принципиально важно, чтобы из театра зритель вышел с полным отторжением понятия «война», - говорит Дмитрий Егоров.

Привести на «Победителей» своих учеников собираются и учителя томских школ. На обсуждении спектакля они сказали, что в этой постановке есть ответы, которых нет в современных учебниках истории, а сам спектакль должен стать прививкой от войны.

Текст: Наталья Бабенко
Фото: Мария Аникина