Премьера века: в ТГУ поставили оперу «Царская невеста»

Оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», впервые прозвучавшую 22 октября 1899 года в Москве, любят за удивительную многокрасочность партитуры, яркую эмоциональность и лирическую одухотворенность. Ее активно ставят в России и за рубежом, но в Томске это произведение в последний раз звучало 110 лет назад. Поэтому в афише Центра культуры ТГУ новая «Царская невеста» была с гордостью названа «Премьерой века».

Томскую версию 31 марта «Царской невесты» в концертном зале ЦК ТГУ представили 31 марта. Над постановкой работали Хоровая капелла и Симфонический оркестр – коллективы, которые входят в учебную лабораторию ТГУ.

!cut

- Для нас это уже не первый опыт постановки оперы, - рассказывает заместитель директора по концертной деятельности ИИК ТГУ, художественный руководитель симфонического оркестра ТГУ Виталий Максимов, - Мы уже ставили «Кармен» Бизе, «Алеко» Рахманинова, «Царя Эдипа» Стравинского. Однако это было концертное исполнение. И мы выступали не в Большом зале ЦК ТГУ, а в Актовом зале главного корпуса университета. Этот зал не приспособлен для оперных спектаклей. Там маленькая сцена, проблемы с освещением и своеобразная акустика – оркестр сидит на одном уровне с вокалистами, поэтому голоса вокалистов «тонут» в звучании оркестра. Наши опыты постановки опер, конечно, не прошли зря, но мы давно мечтали перебраться в Большой зал, и вот эта мечта осуществилась.

В основе оперы Николая Римского-Корсакова – реальные исторические события, касающиеся самого непродолжительного и загадочного брака Ивана Грозного. Известно, что третья жена русского царя, Марфа (в девичестве Собакина), умерла через две недели после свадьбы. Истинные причины смерти молодой здоровой девушки, которую правитель сам выбрал из двух тысяч претенденток, до сих пор остаются загадкой для историков. Эта таинственная трагедия будоражит умы уже на протяжении нескольких веков. И современники Ивана Грозного, и позднейшие исследователи склонялись к версии, что Марфу отравили из политических соображений. Но любовь всегда была интереснее политики. В XIX веке драматург Лев Мей предложил свою, романтическую, версию случившегося. Сюжет его драмы представляет собой сложный любовный многоугольник, в котором трагически переплелись судьбы пяти человек. На либретто по этой пьесе Римский-Корсаков и написал свою, ставшую знаменитой на весь мир, оперу.

Постановка оперы была бы невозможна, если бы в Хоровой капелле ТГУ не нашлось подходящих голосов. Главную роль, невесты царя Марфы Собакиной, исполнила Вероника Цай, солистка капеллы, которую называют лучшим сопрано Томска. Но для «Царской невесты» обязательно требуется меццо-сопрано – сложнейший по постановке и техническим характеристикам женский голос. И в капелле обладательница такого голоса есть.

- Наша прекрасная солистка меццо-сопрано Светлана Черепова давно мечтала спеть в «Царской невесте» партии Любаши – одного из центральных, выразительнейших образов оперы. И ее мечта осуществилась. Но нам не хватало баритона, поэтому для исполнения партий Григория Грязного был приглашен солист Томской областной филармонии Валерий Федорец, - говорит Виталий Максимов.

Работа над «Царской невестой» продолжалась почти год. 1 июля прошлого года состоялся своеобразный пробный показ - зрителям было представлено концертное исполнение первого действия четырехактной оперы. Тогда еще не было ни костюмов, ни реквизита, ни простроенных мизансцен, солисты просто исполняли свои партии. Затем работа продолжилась, и 31 марта томский зритель увидел полную версию «Царской невесты».

Вокальные партии исполнялись под аккомпанемент симфонического оркестра ТГУ, для которого в Концертном зале специально открыли оркестровую яму. В очень скромных, почти условных, декорациях на одной сцене пели преподаватели и студенты ИИК ТГУ. И студенты исполнили свои партии очень достойно. Ярким, эмоциональным и очень харизматичным получился образ коварного лекаря Бомелия у Дмитрия Пименова. Впечатлил красивый и колоритный тембр Малюты Скуратова - Вячеслава Клименко. Технически грамотно исполнил партию возлюбленного Марфы Собакиной боярина Ивана Лыкова Иван Криволапов. Трехчасовая опера слушалась на одном дыхании.

- Это опера не просто томская, она университетская, а такую постановку потянет далеко не каждый вуз. «Царская невеста» - это «глыба», и для того чтобы ее поставить от нас потребовались все силы, - рассказывает Виталий Вячеславович, - У нас ведь не оперный театр, и даже не филармония, мы не располагаем всеми необходимыми ресурсами. Режиссуру осуществлял дирижер симфонического оркестра ТГУ Виталий Сотников - человек неугомонного склада характера, фанатик и огромный любитель оперы. Необходимым для спектакля реквизитом поделился Северский музыкальный театр. А студенты и преподаватели дизайнерского отделения ИИК ТГУ обеспечили нас костюмами. Они специально изучали исторические костюмы ХVI века, на их основе создавали свои эскизы, а затем шили костюмы для спектакля. Обязанности же рабочих сцены пришлось выполнять нашим студентам.

Создатели «Царской невесты» не собираются останавливаться на достигнутом. Опера будет дорабатываться, в том числе и профессиональным режиссером. Планируется, что усовершенствованная «Царская невеста» прозвучит в октябре. А дальше в ТГУ собираются взяться за Чайковского. В планах хоровой капеллы и симфонического оркестра работа над операми «Иоланта» и «Пиковая дама». Как признается Виталий Максимов, постановку «Пиковой дамы» он ждет с особенным нетерпением:

- Я считаю «Пиковую даму» высшей оперой и хотел бы дирижировать ею.

Но выйдут эти произведения на сцену еще не скоро, ведь каждая опера требует очень серьезной работы.

Текст: Наталья Бабенко
Фото: Мария Аникина