МХТ в Томске: гастроли 30 лет спустя

30 лет такого не бывало - не приезжал в Томск Московский Художественный Театр имени Чехова. И вот, наконец, случились гастроли одного из самых известных в России коллективов. Правда, всего на два дня и только с одним спектаклем, но и это можно считать серьезным событием. 

На сцене Томского областного театра драмы в рамках федеральной программы «Большие гастроли-2015» МХТ представил постановку Александра Молочникова «19.14». Интересно, что среди занятых в спектакле была актриса, непосредственно связанная с нашим городом.  

!cut

О прошлых гастролях театра, прошедших в Томске с 30 мая по 14 июня 1985 года помнят до сих пор: 

- Что творилось тогда в городе, какое это было событие! – рассказывает Мария Смирнова, заведующая литературной частью томской Драмы. - Сейчас уже несколько отвыкли от подобных гастролей, что даже обидно. 30 лет назад к нам привозили огромные полотна, спектакль «Так победим!», где все «звезды» театра были заняты, «Заседание парткома», «Эшелон», «Старый Новый год», «Последние» и «Иванова», где Иннокентий Смоктуновский сыграл одну из лучших своих ролей. В тот свой приезд артист съездил в деревню Татьяновку, откуда он родом. Еще были живы его родственники, ему удалось с ними повидаться. 

«Большие гастроли-2015» начались в мае, когда театр имени Образцова отправился на Северный Кавказ, а закончатся в сентябре гастролями РАМТа в Нижнем Новгороде. Всего в этом году в программе принимают участие более 20 федеральных театров, они посетят 35 регионов России.

- Наш центр создан совсем недавно, нам всего полтора года, - поясняет Наталья Афанасьева, координатор театральных проектов Федерального центра поддержки гастрольной деятельности. - Театры выезжают в города с теми же декорациями, играют постановки теми же актерскими составами, что в Москве. Зрители в регионах видят те же спектакли, что столичная публика. Конечно, «Большие гастроли» - программа дорогостоящая. Она существует за счет федерального бюджета, при поддержке Министерства культуры. Значительную часть берут на себя и принимающие театры, за что им отдельное спасибо. Надеемся, несмотря на постоянное в последнее время урезание бюджета, в будущем программа сохранится хотя бы в прежнем объеме. И мы еще привезем в Томск другие яркие, серьезные спектакли. 

В некоторых городах гастроли получились более продолжительными, театры привезли от двух до шести спектаклей. Это организационный вопрос, который зависит и от графика театра, и от принимающей стороны, и ее финансовых возможностей. Каким-то регионам повезло принять кроме спектаклей еще и образовательные программы – мастер-классы по театральной журналистике, педагогике, семинары для технических специалистов. Томск пока не попал в их число, но организаторы пообещали, что, возможно, в следующем году наш город тоже ждут образовательные проекты. 

Свой выбор спектакля для Томска гости объяснили с юмором:

- У нас в труппе двое артистов из вашего города: Соня Райзман и Андрей Бурковский. Мы долго думали: с кем же из них поехать на сей раз. В итоге решили, что надо взять спектакль, где занята Соня, - смеется Юрий Кравец, первый заместитель художественного руководителя-директора МХТ. – На самом деле сложно отвечать на этот вопрос, получается, мы должны сами себя похвалить. Но этот спектакль очень любит Олег Павлович Табаков. Он сказал, надо именно «19.14» вести и показывать на гастролях.

Софья Райзман призналась, что по родному городу скучает: 

- Очень рада, что так сложилось с гастролями. У меня с Томским драматическим театром многое связано. Я его знала не со стороны зрительного зала и сцены. Бегала в детстве по цехам, по костюмерным, мне было очень интересно… Мой дед, Моисей Миронович Мучник, был директором Драмы. Кстати, недавно был день, когда ему исполнилось бы 80 лет. Это для меня сильные ощущения и большая радость, побывать в этом театре. 

Если у Софьи с Томском связано много воспоминаний, то остальные гости видели его впервые. Во время гастролей все города постепенно сливаются в один. Но пока сезон еще впереди, поездка со спектаклями по регионам только началась, и впечатления достаточно яркие.  

- Мы прошли пешком весь центр города, по Набережной погуляли, - говорит Юрий Кравец. - Я нечасто бываю в Сибири, хочу отметить, здесь очень тепло. Идешь по городу, и люди смотрят на тебя иначе, чем в Тамбове или Саратове (откуда я родом). В Сибири своя атмосфера, ее не передашь словами. Ты ходишь по улицам, и тебе хорошо. 

- Также в Томске мы побывали в городском саду, прокатились на колесе обозрения, посмотрели немного футбольный матч, - поделился впечатлениями Павел Ворожцов, актер МХТ. – После спектакля еще что-нибудь собираемся посмотреть. 

Спокойно гулять по Томску и знакомиться с городом до выступления гости не могли: беспокоились, как пройдет спектакль. Условия для него были очень непривычные: в родном театре он идет в зале на 200 мест, в гораздо более камерной обстановке. И публика приняла своеобразную постановку по наблюдениям режиссера, не сразу, после нескольких показов. В Томске же такого времени для «привыкания» не было. 

«19.14», режиссерский дебют еще совсем молодого артиста МХТ Александра Молочникова, работа необычная. И по жанру (кабаре или политическое ревю), и по выбору темы. Спектакль посвящен Первой мировой войне, о которой мы вспоминаем нечасто. 

- Если посчитать, сколько фильмов, сериалов, спектаклей посвящено Второй мировой войне, то получится несравнимо больше, чем Первой. Ее значимость для России тоже несоизмеримо ниже, чем Второй мировой, - считает Александр Молочников, режиссер спектакля. – У меня возникло ощущение, что события Первой мировой мы представляем себе туманно. Я точно о них ничего толком не знал. Мы сознательно ушли в спектакле от Восточного фронта, от России. Наша история про Западный фронт, про Францию и Германию, хотя на самом деле это спектакль о войне вообще, как она развивается, к чему проводит. Впрочем, не очень большая историческая составляющая в «19.14» есть, Артем Волобуев, конферансье, рассказывает некоторые реальные факты. Мы балансировали между шоу, кабаре и лекциями. 

Раз был выбран необычный жанр, то особая роль досталась музыке. В спектакле звучат и известные мелодии из разных эпох, и сочиненные специально для постановки Романом Берченко зонги. Этот композитор прежде работал в популярном московском кабаре «Летучая мышь», прекрасно владеет жанром, и создатели спектакля были счастливы такому сотрудничеству. 

Стихи для зонгов написал один из самых известных сегодня российских авторов Дмитрий Быков. 

- Задача была написать зонги в соответствии жанру кабаре, брехтовской эмоциональной подаче, - поясняет Александр Молочников. - Почему именно Быков? У него был проект «Гражданин поэт». Он, конечно, значительно отличается от того, что Дмитрий написал для нас. Но у меня лично было ощущение, что Быков необходим нам. Он быстро, умело, с юмором и талантливо все делал. В самом начале работы я ждал от него первые стихи, чтобы мы могли репетировать. Позвонил ему, спросил: «Дмитрий, уже неделя прошла, вы же обычно быстро пишите, за час, за минуту». Он ответил: «Здесь, Александр, либо быстро, либо хорошо!». Мы подождали еще неделю, затем он написал так, что исполнительнице первого зонга, Соне Райзман, мне и всем остальным очень понравился текст.

Зонги получились очень пронзительными. Жанр кабаре смотрелся оригинально, не стандартно. Спектакль абсолютно лишен пафоса, часто свойственного постановкам о войне. Смех, шутки, живая музыка, байки, постепенно нарастающее внутреннее напряжение, и вот на сцену врывается страшная тема. Вместо ресторанов, где герои еще недавно весело проводили время – окопы. Одной из самых сильных сцен, просто и ярко показывающий абсурдность войны, стал диалог, когда два ярых врага вдруг выяснили, что в прежней, мирной жизни, оба занимались наукой, заочно уважали и ценили друг друга. Закончился он выстрелом: товарищ одного из них не понял, как можно мирно беседовать с противником, когда идет война. 

***
Кроме спектаклей, в МХТ очень любят всевозможные проекты. Сейчас театр готовится к театрализованным онлайн-чтениям под названием «Чехов жив!». 

- Проект МХТа и Гугла продлится сутки, с 12:00 25-го сентября до 12:00 26-го, - поясняет Юрий Кравец. – Это время вся страна будет читать рассказы и пьесы Чехова. Не только артисты, но и простые люди, кто регистрируется на сайте и отвечает на определенные вопросы могут принять участие (хотя, конечно, идет отбор чтецов). Проектом Фекла Толстая занимается. Год назад также «Анну Каренину» читали, было много отзывов. В этом году обратились к нам с просьбой почитать Антона Павловича. Все новое, впрочем, и неновое, интересное Олег Павлович Табаков любит и одобряет. Мы с удовольствием решили почитать. Будет вестись онлайн-трансляция, включения то из МХТ, то из Ялты, то из Гонконга, то из Саратова.

Те зрители, кто к сентябрю соскучится по увиденным во время гастролей на томской сцене артистам МХТ, сможет понаблюдать за проектом. А все неравнодушные к московским спектаклям могут ждать следующего лета и надеяться, что без новых «Больших гастролей» мы не останемся. 

Текст: Мария Симонова
Фото: предоставлены театром