В театре куклы и актера им. Р. Виндермана «Скоморох» — время мистики и Пушкина. В прошлом году в репертуаре появилась «Панночка» Нины Садур, весной сыграли премьеру пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». А нынешний сезон для взрослых зрителей открыли «Пиковой дамой», мистической драмой по произведению того же Александра Сергеевича.
Создал спектакль Сергей Иванников, заслуженный деятель искусств республики Хакасия, это его первая работа в качестве главного режиссера и главного художника «Скомороха» (Интервью с режиссером можно почитать на «Обзоре»). История получилась очень притягательной своими визуальными решениями и необычной по сравнению с постановками театра последних лет.
Героев от зрителей в «Пиковой даме» отделяет тонкий прозрачный экран. Эта «стена» порой мешает, но она необходима для определенных спецэффектов и для сцен с куклами. Да и мир за тонкой перегородкой создается свой, отдельный, таящий немало загадок.
Начинается история с интересной, красивой и не лишенной мистики картинки. Над столом ведут свою жизнь летающие рюмки, невидимые люди раскуривают трубки, наливается само по себе в бокалы вино. Во время этой длинной (возможно, немного чересчур длинной) интермедии закадровый голос рассказчика читает «Пиковую даму». Атмосфера мистики усиливается музыкой Альфреда Шнитке (музыкальное оформление спектакля — Александр Хромов).
!cut
Дальше действие переносится в комнату старой графини. Здесь выясняется, что в новом спектакле «Скомороха» на сцене не только куклы, но и артисты, работающие в живом плане. В последние сезоны такое во взрослых спектаклях этого театра случалось редко, а
Графиню играет заслуженная артистка РФ Марина Дюсьметова. Ее героиня издевается над воспитанницей не без упоения. Зловещий, выразительный хохот горбатой старухи делает образ запоминающимся, а харизма актрисы
— Эта работа оказалась для меня ролью «на сопротивлении», — признается Марина Дюсьметова. — В театре знают, что для меня даже на собственных внуков кричать нелегко. Спасибо режиссеру, он другую сделал графиню, в школе я воспринимала эту героиню иначе. Я перед спектаклем говорю: «Никто меня не любит!», так настраиваюсь на роль. И перед мной есть примеры людей, кто уже в солидном возрасте людей, было с кого «собирать» образ графини.
Некоторые актерские работы в «Пиковой даме» на премьере смотрелись неровно. Пока не достает эмоциональности и убедительности Германну (Сергей Мириев). Лиза (Анна Насонова) в некоторых сценах наивна и трогательна, а в некоторых выглядит скованно. Впрочем, судьба этой героини в спектакле «Скомороха» уходит на второй план (она исчезает после смерти графини). Зато интересными были в эпизодах Томский (Михаил Лебедев) и Михаил Митерев (ему достались роли без слов, что не помешало актеру быть выразительным).
Зато визуальные решения в спектакле вызывают и восхищение, и удивление. Долго, очень долго поднимается и поднимается во тьме при тусклых огоньках свечей по бесконечным лестницам к графине Германн, в этой сцене ставший куклой, и как он движется, хочется рассматривать.
Кружатся в танце куклы на балу, пока рассказывается история Лизы. Легким жестом фокусника эффектно превращает колоду карт в пирамиду Германн. А во время игры Германна и Чекалинского ключевые карты проецируются на экран, заполняют собою почти все пространство.
Есть в «Пиковой даме» свои загадки. Грамотный свет не позволяет понять, как именно устроен полет ставшей приведением графини. В белом призрачном одеянии она является Германну во сне, чтобы сообщить ему те карты, которые его погубят.
Актеры рассказали, что во время репетиций мистической драмы не обошлось без странных происшествий.
— Чудеса происходили. Я заготавливала карты, чтобы их доставать во время спектакля: «тройку», «семерку», «туз», — вспоминает Марина Дюсьметова. — Перед выходом на сцену у меня постоянно пропадала то «тройка», то «семерка». Наконец я придумала, куда их прятать — в карман к актрисе Христине Даниловой (она работает в спектакле с куклами — прим. автора). И перед спектаклем из кармана туз исчез. Куда — непонятно, и что здесь думать?!
Финал у спектакля яркий — сумасшествие Германна передается под тревожную музыку Шнитке. Безвыходность положение героя наглядно демонстрирует кирпичная стена, которую он обнаруживает за дверью. А во время танца похожих и на монашек, и на медсестер, и на восточных танцовщиц девушек рубашка Германна превращается в смирительную.
Впрочем, сюжет «Пиковой дамы» известен, и здесь никаких неожиданностей тех, кто читал эту повесть Пушкина, не подстерегает. Но спектакль «Скомороха» стоит смотреть не только ради истории, а ради ее красивого воплощения и магии театра кукол, его возможностей, которая в этой работе ощущается.
Текст: Мария Симонова
Фото предоставлено театром куклы и актера им. Р. Виндермана «Скоморох»