На сцене снова люди, куклы…
Премьера «Пиковой дамы» прошла в «Скоморохе»

В театре куклы и актера им. Р. Виндермана «Скоморох» — время мистики и Пушкина. В прошлом году в репертуаре появилась «Панночка» Нины Садур, весной сыграли премьеру пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». А нынешний сезон для взрослых зрителей открыли «Пиковой дамой», мистической драмой по произведению того же Александра Сергеевича.

Создал спектакль Сергей Иванников, заслуженный деятель искусств республики Хакасия, это его первая работа в качестве главного режиссера и главного художника «Скомороха» (Интервью с режиссером можно почитать на «Обзоре»). История получилась очень притягательной своими визуальными решениями и необычной по сравнению с постановками театра последних лет.

Героев от зрителей в «Пиковой даме» отделяет тонкий прозрачный экран. Эта «стена» порой мешает, но она необходима для определенных спецэффектов и для сцен с куклами. Да и мир за тонкой перегородкой создается свой, отдельный, таящий немало загадок.

Начинается история с интересной, красивой и не лишенной мистики картинки. Над столом ведут свою жизнь летающие рюмки, невидимые люди раскуривают трубки, наливается само по себе в бокалы вино. Во время этой длинной (возможно, немного чересчур длинной) интермедии закадровый голос рассказчика читает «Пиковую даму». Атмосфера мистики усиливается музыкой Альфреда Шнитке (музыкальное оформление спектакля — Александр Хромов).

 !cut

Дальше действие переносится в комнату старой графини. Здесь выясняется, что в новом спектакле «Скомороха» на сцене не только куклы, но и артисты, работающие в живом плане. В последние сезоны такое во взрослых спектаклях этого театра случалось редко, а когда-то партнерство актеров и кукол было естественным почти для всех постановок «Скомороха».

Графиню играет заслуженная артистка РФ Марина Дюсьметова. Ее героиня издевается над воспитанницей не без упоения. Зловещий, выразительный хохот горбатой старухи делает образ запоминающимся, а харизма актрисы по-прежнему не позволяет отвести от нее глаз. Причем графиня получается неоднозначной — не просто измывающимся над воспитанницей человеком, а одинокой, несчастной, растерянной, порою забавной, скучающей, желающей привлечь к себе внимание.

— Эта работа оказалась для меня ролью «на сопротивлении», — признается Марина Дюсьметова. — В театре знают, что для меня даже на собственных внуков кричать нелегко. Спасибо режиссеру, он другую сделал графиню, в школе я воспринимала эту героиню иначе. Я перед спектаклем говорю: «Никто меня не любит!», так настраиваюсь на роль. И перед мной есть примеры людей, кто уже в солидном возрасте людей, было с кого «собирать» образ графини.

Некоторые актерские работы в «Пиковой даме» на премьере смотрелись неровно. Пока не достает эмоциональности и убедительности Германну (Сергей Мириев). Лиза (Анна Насонова) в некоторых сценах наивна и трогательна, а в некоторых выглядит скованно. Впрочем, судьба этой героини в спектакле «Скомороха» уходит на второй план (она исчезает после смерти графини). Зато интересными были в эпизодах Томский (Михаил Лебедев) и Михаил Митерев (ему достались роли без слов, что не помешало актеру быть выразительным).

Зато визуальные решения в спектакле вызывают и восхищение, и удивление. Долго, очень долго поднимается и поднимается во тьме при тусклых огоньках свечей по бесконечным лестницам к графине Германн, в этой сцене ставший куклой, и как он движется, хочется рассматривать.

Кружатся в танце куклы на балу, пока рассказывается история Лизы. Легким жестом фокусника эффектно превращает колоду карт в пирамиду Германн. А во время игры Германна и Чекалинского ключевые карты проецируются на экран, заполняют собою почти все пространство.

Есть в «Пиковой даме» свои загадки. Грамотный свет не позволяет понять, как именно устроен полет ставшей приведением графини. В белом призрачном одеянии она является Германну во сне, чтобы сообщить ему те карты, которые его погубят.

Актеры рассказали, что во время репетиций мистической драмы не обошлось без странных происшествий.

— Чудеса происходили. Я заготавливала карты, чтобы их доставать во время спектакля: «тройку», «семерку», «туз», — вспоминает Марина Дюсьметова. — Перед выходом на сцену у меня постоянно пропадала то «тройка», то «семерка». Наконец я придумала, куда их прятать — в карман к актрисе Христине Даниловой (она работает в спектакле с куклами — прим. автора). И перед спектаклем из кармана туз исчез. Куда — непонятно, и что здесь думать?!

Финал у спектакля яркий — сумасшествие Германна передается под тревожную музыку Шнитке. Безвыходность положение героя наглядно демонстрирует кирпичная стена, которую он обнаруживает за дверью. А во время танца похожих и на монашек, и на медсестер, и на восточных танцовщиц девушек рубашка Германна превращается в смирительную.

Впрочем, сюжет «Пиковой дамы» известен, и здесь никаких неожиданностей тех, кто читал эту повесть Пушкина, не подстерегает. Но спектакль «Скомороха» стоит смотреть не только ради истории, а ради ее красивого воплощения и магии театра кукол, его возможностей, которая в этой работе ощущается.

Текст: Мария Симонова

Фото предоставлено театром куклы и актера им. Р. Виндермана «Скоморох»