Премьера в ТЮЗе: История о «Мартовской Маше»

Новая постановка Томского театра юного зрителя носит название первого весеннего месяца. Однако спектакль не о весеннем возрождении чувств, а о вечной зиме в душах героев.

Пьеса «Март» совсем свежая. Она написана молодым екатеринбургским драматургом, ученицей Николая Коляды, Ириной Васьковской в 2013 году. Пьеса сразу же привлекла к себе внимание: вышла в финал фестиваля молодой драматургии «Любимовка» — 2013, а в 2014 году завоевала Гран-при и Приз зрительских симпатий на драматургическом «Конкурсе конкурсов» при фестивале «Золотая маска».

Критики отмечают умение Васьковской «высекать» юмор из самых трагических ситуаций, ее способность переводить бытовые ситуации в плоскость абсурда, находят в этой драме параллели с произведениями Чехова, Беккета, Хармса и Кэрролла.

!cut

Главная героиня пьесы, 25-летняя Маша, пропадавшая неизвестно где четыре месяца, 9 марта возвращается домой. Здесь ее встречают осуждающая и всем недовольная мать и покорный и преданный муж Миша. Молодая женщина пытается объяснить, почему она уходит и возвращается, но ее не слышат. Впрочем, и сама Маша не способна понимать и принимать своих близких такими, какие они есть. Дом кажется ей удушливым склепом, и она вновь и вновь сбегает в никуда. Все герои этой истории, знают, чем все закончится, но они не в силах вырваться из замкнутого круга. Кажется, что зима не уйдет, и март никогда не наступит…

За постановку пьесы взялся актер ТЮЗа Дмитрий Гомзяков.

— Я люблю «новую драму», много читаю, постоянно знакомлюсь с новыми пьесами, — рассказывает Дмитрий. — Когда я прочитал «Март» то понял, что эта пьеса для людей и про людей. Возможно, через несколько лет эту пьесу никто не будет ставить, но сейчас она актуальна. И еще… В «новой драме» артист не может себе позволить врать, в ней необходимо присвоить и почувствовать героя. Если в этой истории не будет Маши, то ставить «Март» не имеет смыcла. Я сразу понял, что у нас в театре есть актриса, которая сумеет идеально сыграть роль главной героини. Это Светлана Гарбар.

Эскиз спектакля «Март» был показан 12 июля на неофициальном закрытии 36 театрального сезона «TUZ-XXXVI. CLOSED». Первые зрители решили, что пьеса интересна и актуальна, и было решено, что «Март» должен занять свое место в репертуаре театра.

Спектакль отличается от эскиза, в том числе и режиссерской концепцией. Так, например, в июльском варианте авторские ремарки читала девушка в белом халате, похожая на врача. Однако в процессе работы над спектаклем режиссер отказался ставить окончательные диагнозы:

— Когда мы работали над эскизом, я склонялся к тому, что Маша хорошая, а все остальные герои пьесы — плохие. Сейчас мы старались от этого уйти. У Данилы Привалова есть замечательная пьеса «Прекрасное далеко», где говорится: «Мы все неплохие, мы все почти что хорошие, живем только нехорошо. Иногда неправильно». Так и персонажи спектакля «Март» — все неплохие, все почти что хорошие. У каждого из них есть своя правда. И каждого из них в какой-то момент мне становится жалко. Но я не знаю, как правильно. Поступать так, как Маша — уйти в эскапизм, посвятить жизнь себе? Я не знаю, как лучше. Поэтому я и захотел поговорить на эту тему со зрителем.

Сценическое пространство, созданное художником Константином Соловьевым, предельно лаконично: здесь все, включая шкатулку с пилюлями, одного ровно-серого цвета. Комната больше напоминает стерильную больничную палату или офис. Мягкая мебель геометрична, равноугольна и только прикидывается мягкой: на самом деле она тверда и неудобна. Оживляют это пространство работающий телевизор и новогодняя елка, которую не убирают для того, чтобы она «навевала уют». Застывшие словно в трансе перед «ящиком», мать и муж больше похожи на манекены, а не на живых людей. По контрасту с ними «блудная дочь» Маша — очень живая и яркая.

Образ, создаваемый актрисой Светланой Гарбар, подкупает удивительным юношеским обаянием и безграничной энергией. В то же время ее героиня, как подросток, резка и безжалостна к окружающим. Пытаясь разрушить сонное царство, царящее в доме, Маша задирает своих близких, иногда довольно жестоко. «У тебя глазки, как у безногой собаки, — такие жалобные», — заявляет она мужу. Издевается Маша и над матерью: «Ты нам зачитаешь свою очередную тяжелую смертельную болезнь, а мы посмеемся, пошутим — надо шутить над горестями».

Маше плохо и страшно за пределами дома, но с близкими ей еще хуже. В глубине души она понимает, что изменить ничего невозможно. Надежда на то, что «среди свежего ремонта нам все-таки придется испытывать радость жизни», тщетна.

— Мне кажется, что каждая актерская работа дается мне для того, чтобы я чему-то научилась, — говорит Светлана Гарбар, — Для меня «Март» — повод задуматься о том, как важно слышать друг друга. Каждый из нас не раз бывал в такой ситуации, когда ты сидишь, уставившись в экран телефона и не отрываясь от него, отвечаешь человеку, который к тебе обращается. Теперь я откладываю телефон и внимательно слушаю своего ребенка.

У матери Маши своя трагедия. Она страдает оттого, что ее дочь не «как все нормальные люди». Исполняя эту роль, Ольга Рябова работает в широком диапазоне, мгновенно перевоплощаясь из заботливой матери в эгоистичного манипулятора.

— Для меня, эта пьеса в первую очередь об отсутствии материнской любви, — говорит Ольга Рябова, — К сожалению, встречаются матери, которые, руководствуясь чувством собственного удовлетворения, а не желаниями своих детей, ломают их жизни. Мне кажется, что это очень страшно. Дети ведь не являются нашей собственностью. Мы рождаем их для того, чтобы они просто были и развивались самостоятельно. А мы должны их только любить. Маша готова на контакт, но ее мать зациклена только на себе, на своем благополучии в старости. Наплевав на собственную дочь, которая гибнет, которая нуждается в материнской заботе и любви, она пытается устроить свою благополучную старость с помощью «хорошей» девушки — Мишиной коллеги. Когда мы знакомились с пьесой, у меня возникла ассоциация с мартовскими котами. Когда блудный кот возвращается с мартовской прогулки домой, хозяева его ругают, моют, вычесывают блох, но при этом любят! А в пьесе мать не любит своего «мартовского» ребенка. Причем таких женщин, как моя героиня, много. И это страшно!

Действительно, с куда большей теплотой, чем со своей собственной дочерью, мать общается с забежавшей на огонек коллегой Миши — Анечкой. У исполнительницы этой роли Ольги Ульяновской получился очень колоритный образ. Анечка трогательна, нелепа, с легким налетом безумия, но при этом очень обаятельна. Ее абсурдные фразы «При таких температурах ничего не выживает. Ничего. Автобусы, птицы. Ничего..." придают происходящему оттенок иррациональности и выдают в ней сходящую с ума от одиночества женщину.

Муж Миша (его роль играет Алексей Мишагин) тоже неоднозначный персонаж. Он преданно заглядывает в глаза своей непутевой жене, трогательно заботится о ней, но постепенно его забота становится все более занудной и обременительной. Он словно стареет на протяжении спектакля и к финалу выглядит ровесником своей тещи: пьет лекарства, по-стариковски подробно обсуждает болезни и докторов-коновалов.

«Март» — страшная и немного фантасмагорическая история об остановившемся времени, о вечной зиме в человеческих душах, о том, как тяжело разрушить стену отчуждения — будет интересна зрителям разных поколений. И, возможно, спектакль поможет кому-то растопить лед непонимания и научиться любить своих близких.

Текст: Наталья Бабенко
Фото: предоставлено ТЮЗом