В театре куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана юбилей. Свое 70-летие здесь решили отметить необычной премьерой и представили «Концерт для куклы с оркестром». Эта история позволяет зрителям многое узнать о куклах, увидеть на сцене и марионеток, и тантамаресок, и других, а также присмотреться к разным жанрам театральных представлений.
«Скоморох» добавил в спектакль и своей собственной истории, теплой атмосферы, которой славится театр, воспоминаний, вызывающих ностальгию по старым добрым временам.
!cut
В «Концерте для куклы с оркестром» занята все труппа, а режиссером и художником-постановщиком спектакля стал главреж театра Сергей Иванников; музыкальным и видео-оформлением занимался Александр Хромов.
Куклы, как известно, могут все, что в «Концерте…» решили продемонстрировать наглядно. «Скоморох» — театр куклы и актера, так что ведущих у вечера было двое: артист Николай Ежов и кукла Петрушка, в чьем голосе угадывались характерные интонации артиста Юрия Орлова. Именно этот дуэт комментировал для зрителей номера концерта.
Началось все… с видео! Томичей расспрашивали о том, интересует ли их театр, и какой именно им особенно по душе. Среди рассуждавших об искусстве горожан был замечен Олег Игрушкин, пресс-атташе футбольного клуба «Томь». Оказалось, что театр привлекает почти всех, но пристрастия у каждого свои.
Дальше на сцене появился оркестр. Исключительно из кукол! Экспрессивный дирижер управлял миниатюрными музыкантами, игравшими на крошечных балалайках и других инструментах. Куклы очень симпатичные, но таких размеров, что тем, кто желает получше их рассмотреть ей, следует располагаться на первых рядах.
В оркестре играли тростевые куклы. Все подробности про разные типы кукол мы выяснили у Юрия Орлова, артиста, а также конструктора и коллекционера кукол.
— Тростевыми мы называем кукол, к чьим рукам присоединены трости (палочки) для управления. Они могут быть открытыми или наоборот. В спектакле «Концерт…» скрытые, особым образом спрятанные, чтобы зрители видели движения руки, а саму трость, приводящую куклу в движение, не замечали.
Позже к музыкантам присоединилась певица, а также танцоры, отбивающие чечетку. Так что поводов для восхищения тем, как артисты (которых в этих номерах совершенно не видно) владеют куклами, было достаточно.
Ноту современности в историю внесло появление миньонов — маленьких злодеев из американской анимационной комедии.
Как эффектны и забавны могут быть куклы, стало очевидно в номере, посвященному блиц-боди балету. Христина Данилова и Михаил Лебедев при помощи кукол, управляемых в четыре руки, превратились в танцевальный дуэт.
— У тантамарески голова человека и тело куклы. Кроме актера, чья голова видна зрителям, для управления руками и ногами бывают задействованы другие артисты. Сколько именно людей — все зависит от задачи, можно и паука сделать как тантамареску, — поясняет Юрий Орлов. — Чем больше человек ведет куклу, тем больше времени требуется на репетиции, чтобы согласовать движения.
Тантамарески еще раз появились на сцене во время концерте — в номере «театра из глубинки».
В цирк перенес зрителей номер с собачками. Это были хорошенькие марионетки:
— Все куклы, подвешенные на нитях — это марионетки, — уточняет Юрий Орлов. — Сложность у них бывает разная, у одной куклы может быть до 7–10 нитей в зависимости от номеров. В нашем концерте на каждой ваге, машинке для управления куклами, для подвязывания нитей, было по пять собачек. Конечно, актерам было непросто ими управлять, нити любят и умеют запутываться, перехлестываться. А когда в каждой руке по ваге с пятью куклами, то распутать нити при каких-то сложностях будет нелегко.
Значительная часть концерта — номера других театральных жанров в исполнении кукол. Коллег представляли с юмором, но по-доброму. Лиса (заслуженная артистка РФ Марина Дюсьметова) и Заяц (Валерий Карчевская) представили номер, воплощающий стереотипы о ТЮЗе, где артисты вынуждены играть зверюшек в детских сказках.
Для знакомства зрителей с драмой выбрали мистическую и впечатляющую сцену из спектакля «Скомороха» «Пиковая дама», где Герман (Сергей Мириев) встречается с призраком старухи (Марина Дюсьметова).
Фрагмент из оперы «Борис Годунов» позволил ощутить масштаб и пафос этого жанра, на сцене появилось множество небольших кукол. Оказалось, они перчаточные, на каждой руке — пять персонажей, для каждого пальца свой. Так несколько человек могут создать внушительную кукольную массовку. Царь в оперной сцене выделялся — он был тростевой куклой.
Песню о наболевшем, о вечных бедах многих театров, обострившихся в кризисные времена, исполнили гости — «самодеятельный коллектив из глубинки». Строки «У нас с деньгами беда, их нет почти никогда» или «У нас премьера прошла, дохода не принесла» невольно вызывают улыбку, только грустную.
Близость и взаимозаменяемость кукол и людей показали в танце, где девушка в маске превращается в своего кукольного двойника. И в истории о человеке-марионетке, стремящемся к ножницам, которые, вероятно, могут избавить от пут.
Ближе к финалу настал момент для настоящего рок-н-ролла. Свет, дым, работают экраны, грохочет музыка, а у микрофонов… легендарные The Rolling Stones. Куклы же могут все! В роли «двойников» музыкантов выступили мимирующие куклы:
— Голова такой куклы делается из мягкого материала, как правило, берется поролон, — рассказывает Юрий Орлов. — Внутри головы человеческая рука, она ее оживляет, благодаря этому кукла может петь, говорить, ее мимика меняется.
Финал у «Концерта» был посвящен уже истории не театра вообще, а именно «Скомороха». Михаил Лебедев пел лирическую песню про театр, на экране в это время шло трогательное, вызывающее ностальгию у постоянных зрителей видео: разные эпохи из жизни Томского областного кукольного театра, режиссеры и спектакли из прошлого.
Текст: Мария Симонова
Фото: Данил Шостак