Любовь и смерть

Возрастная категория: 18+

12 февраля в БКЗ Томской филармонии состоится концерт «Любовь и смерть».

"...Дивная музыка Чайковского, в которой слышишь все, абсолютно все! И покой, и настороженность, и трепет волнения, и горе, и отчаяние, и любовь, и надежду, и злое упоение". Майя Плисецкая

Эти слова великой балерины можно поставить эпиграфом к концерту "Любовь и смерть". В одной афише объединены имена двух гениев, в жизни которых любовь приобрела трагическое звучание – Иоганнеса Брамса и Петра Ильича Чайковского. Неразделенная любовь Брамса к Кларе Вик и несчастливый брак Чайковского на Антонине Милютиной стали источниками не только личных переживаний, но, переплавившись в горниле творчества, мотивы любви зазвучали и в их сочинениях.

Известно, что обратиться к крупной форме – фортепианному концерту молодого Брамса побуждал его старший товарищ, наставник Роберт Шуман. И Концерт №1 ре минор в 3-х частях, который современники Иоганнеса Брамса называли «сочинением, опередившим время», «настоящей симфонией для фортепиано с оркестром», написан под влиянием Шумана, и в то же время вдохновлен любовью к Кларе Вик. Слушатели и критики отмечали при этом, что фортепиано «звучит не кичливым солистом-виртуозом, а превратилось в глубокого мыслителя, мудрого зрелого собеседника». Автору в ту пору едва исполнилось 24 года.

Тремя годами ранее Шуман писал: «В гостях был Брамс – гений». «Это истинный посланец Божий! По-настоящему трогательно видеть этого человека за фортепиано, наблюдать за его привлекательным юным лицом, которое озаряется во время игры, видеть его прекрасную руку, с большой легкостью справляющуюся с самыми трудными пассажами, и при этом слышать эти необыкновенные сочинения…», - отмечает в своем дневнике Клара Вик после знакомства с Брамсом.

Юный, неуклюжий и застенчивый 20-летий Иоганнес Брамс с первого взгляда влюбился в жену своего покровителя и друга - красивую, утонченную даму, знаменитую пианистку Клару Вик. Всю жизнь он находился в плену у этой выдающей женщины.

О жизни, о любви - так задумывал написать «грандиозную симфонию, которая бы была завершением сочинительской карьеры», Петр Ильич Чайковский. «Первая часть — вся порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая (финал — смерть, результат разрушения). Вторая часть — любовь; третья — разочарование; четвертая кончается замиранием, (тоже краткая)». 

Замысел в 1891 году не был реализован, но продолжал волновать. В феврале 1893 года Шестая симфония вылилась на бумагу с необычайной быстротой. С 4 по 11 февраля Чайковский написал всю первую часть и половину второй. Начиная с 11 февраля, в течение более чем месяца, композитор несколько раз прерывал работу. С 17 по 24 февраля, вернувшись в Клин, работал над третьей частью, а 25 февраля снова был в Москве, 19 марта возобновил работу и 24 марта завершил финал и вторую часть. Этим днем на рукописи помечена запись: «Кончил черновые эскизы вполне». 

28 октября 1893 в Санкт-Петербурге Петр Ильич встал за дирижерский пульт, и мир услышал самое искреннее творение Чайковского, всю его музыкальную автобиографию. Через 9 дней композитор умер от холеры.

Третий концерт абонемента №1 «Планета Чайковский»

Томский академический симфонический оркестр
Главный дирижер и художественный руководитель Ярослав Ткаленко

Солит – Олег Полянский
Фортепиано, Германия

В программе:
П.И. Чайковский. Симфония №6 си минор «Патетическая» в 4-х частях
И. Брамс. Концерт №2 для фортепиано с оркестром Си-бемоль мажор в 4-х частях

Возрастная категория: 12+

Кассы: 51-59-56, 51-61-95.
Коллективные заявки: 51-44-69.
Возможны изменения


Дата публикации: 12.02.2017

Нет актуальных сеансов