Лысый гуру

«Время Луны. Какое время – такие и песни». Именно таким образом объяснил Борис Борисыч Гребенщиков название нынешнего «Лунного» тура «Аквариума», с которым группа заехала и к нам, выступив на сцене Драмтеатра 20 ноября. Сама сцена им, надо заметить, не очень понравилась, что верно то верно: сидячие залы театров и филармоний как-то слабо вяжутся с рок-концертами. Что же до пресловутого времени, то пояснить свою мысль на пресс-конференции мэтр не пожелал, оставив нас самих додумывать, почему сейчас именно «время Луны» и настала острая необходимость петь песни, где эта самая Луна упоминается. Со знаменитой «Луна, успокой меня» концерт и начался. «Партизаны Полной Луны» тоже не заставили себя долго ждать. Кстати, вспомнился сейчас самый первый приезд БГ в наш город. Времена были тоже те ещё, ибо случилось сие событие аккурат после августовского путча 1991-го года. И все дни эпопеи с ГКЧП по-настоящему грела душу здоровенная афиша на БКЗ с надписью «Борис Гребенщиков и его маленький партизанский отряд». «надежды маленький оркестрик»… БГ тогда вывели под руки со служебного выхода БКЗ автографы раздавать, пьяного в драбадан. Что ж, простительно, в тот момент вся страна в себя после стресса приходила. Окружённый толпой поклонников и «девочек с фенечками» (эта разновидность фанаток никогда не иссякнет), опершись о капот некоей «Волги», он расписывался на всём, кроме денег. А рядом скромненько так стоял никем особо не узнанный ударник Александр Кондрашкин (игравший в «Странных Играх», «Пикнике», «АВИА» и много где ещё), который через 8 лет умер от инсульта. Кстати, вместе с «БГ-Бэндом» тогда приезжали ещё и «Разные Люди» с Чижом на гитаре. Второй раз довелось увидеть БГ всё в том же БКЗ уже с возрождённым «Аквариумом». Мы с Андреем Трушем каким-то образом пробрались на узкий боковой балкончик (предназначенный явно только для осветителей), откуда и наблюдали этот шикарный концерт. Дед Василий – Олег Сакмаров – зажигал в потрясающей огромной футболке с Бобом Марли, а группа пела про то, что «Джульетта оказалась пиратом, Ромео был морской змеёй». Концерт в «Метро» я, уж не помню почему, пропустил. И третьим разом, в декабре 2005-го, стал опять же неудобный во всех отношениях БКЗ, куда «Аквариум» приезжал с программой «Слова Растамана». Все ждали много рэгги, но из-за отсутствия в туре попавшего в аварию клавишника Бориса Рубекина, рэгги не было вообще. Зато была совершенно чудесная, практически пост-роково-психоделическая версия «Аделаиды», и была премьера мега-хита «Стаканы». Наконец, уже в этом году, мне наконец-то довелось увидеть «Аквариум» на клубной сцене, стоя и пританцовывая. И бог с ним, что в сцена в «Шариках» - одно название, а видно группу бывает только первому ряду зрителей. Всё же это было лучше, чем сидеть в строгом зале. Нынешний же концерт, несмотря на все неудобства, всё равно, как и все выступления «Аквариума» был сеансом волшебства. Публика в зале собралась весьма разнообразная: её можно было поделить почти поровну на солидных граждан и гражданок от 30-ти и далеко старше, а также молодёжь тинейджерского формата (включая знакомые лица музыкантов разных томских групп). Всё к одному: магия БГ (от которого, как говаривал Бананан-Африка в «Ассе», «сияние исходит»), высочайшее мастерство музыкантов, отлично поставленный свет. Которому, кстати, Гребенщиков придаёт внимания не меньше, чем звуку. «Свет – такая же вибрация, как и звук, столь же важная в жизни любого человека», - сказал он после концерта. Обе вибрации проникли в меня до кончиков пальцев. После недавнего сотрясения мозга пришлось расплатиться головной болью, но оно того стоило. Мурашки по коже во время исполнения «Имени моей тоски» или «Не могу оторвать глаз от тебя» - за это можно всё отдать, в том числе загубленное здоровье. Ну а растаманская моя частичка возрадовалась от совершенно качового даба «USB», ставшего одним из наиприятнейших сюрпризов концерта. Были и старинные ностальгически любимые вещи («Плоскость» или те же «Партизаны»), и премьеры новых песен («Что нам делать с пьяным матросом»). Музыканты – вообще отельная песня. Раньше роль «главного живчика» выполнял перкуссионист Олег Шар, теперь же он сидит за ударной установкой. А «моторчиком заводным» сделался басист Андрей Светлов: в камуфляжном наряде и с прической «а-ля Снуп Дог» он периодически то прыгал через комбик, то норовил сесть на шпагат. Ну а сам БГ потряс всех своим новым обликом: бритый налысо череп в сочетании с толстовской бородищей лопатой. Ассоциации возникали у кого с ZZ Top, у кого с System Of A Down. На пресс-конференции он заверил, что давно хотел так сделать и за лысой головой ухаживать проще. А уж соблюдение какого-то имиджа, по мнению БГ, и вовсе «имеет прямое отношение к шизофрении». Пресс-конференция, кстати, была весьма знатная. Ведь как бывает обычно? Дают минут 10-15 и потом гонят всех взашей. А тут человек 25 журналистов (и притворившихся ими) больше получаса пытали-пытали Гребенщикова, а он сидит и не уходит. В конце концов, у всех вопросы позаканчивались, и одна из пресс-барышень робко поинтересовалась, мол, «наверное, всё?» Среди разного прочего, на пресс-конференции «Мастер Бо» сообщил: - что программа песен под условным названием «Репродуктор» есть и ждёт своего часа, когда, наконец, у группы закончатся гастроли и дойдут руки до студийной работы; - что помимо «Репродуктора» есть ещё минимум два практически готовых альбома, и что-то из этого непременно выйдет в свет уже в первой четверти будущего года; - что отсутствие DVD-сборника клипов «Аквариума» (на фоне уже целой подборки выпущенных концертных съёмок) объясняется тем, что самому Борис Борисычу категорически не нравятся почти все видеоработы группы (кроме «Поезда в огне» и «Гарсона №2»), а посему сам он этим заниматься не будет, хотя уверен, что рано или поздно кто-то возьмёт на себя такую миссию; - что он сам очень любит критику в свой адрес и вообще считает, что на сцене более всего «лажает» именно сам; - что после создания саундтрека к Соловьёвской трилогии БГ удовлетворил свой интерес к кинематографу, и от нового предложения поучаствовать в саундтреке второй «Ассы» вежливо отказался (хотя Соловьёв взял-таки одну песенку); - что Миядзаки – гений в абсолюте, и вот его мультфильмы БГ озвучил бы с удовольствием; - что ещё в первый приезд Гребенщикова в 91-м его поразила томская деревянная архитектура, и то что она регулярно горит у нас последние годы – крайне прискорбно, ибо мы сжигаем своё прошлое, а без прошлого нет будущего; - наконец, что голосовать на ближайших выборах БГ пойдёт, но вот за кого – это уже его privacy, личное дело и частная жизнь, куда он пускать никого не намерен. Что ж, мы и не будем пытать его об этом. За Борис Борисыча, как и за любого творца, давным-давно говорят его творения, его песни. Вот хотя бы эта: «Мы молчали, как цуцики Пока шла торговля всем, Что только можно продать, Включая наших детей: И отравленный дождь Падает в гниющий залив, А мы всё ещё смотрим в экран, Мы всё ещё ждём новостей; И наши отцы никогда не солгут нам - Они не умеют лгать, Как волк не умеет есть мясо Как птицы не умеют летать».