"Кухня": фестиваль разговорных жанров объединяет людей. Антон Носик о блогах и блогосфере

Настоящие «кулинарные встречи» устроил театр «Скомрох» на своих сценах 16 февраля: там прошел первый в нашем городе фестиваль разговоров и немассовой культуры «Кухня». Публичные лекции, словесные поединки, чтения, обсуждения, кино, фотопоказы, концерты в течение дня – все это сразу и в одном месте. Фестиваль задуман таким образом, чтобы любой человек мог провести на нем целый день, перемещаясь из зала в зал, из «Мысли» в «Текст», из «Текста» в «Арт-буфет», «Взгляд» и обратно в любом порядке. Для этого организаторы пригласили множество интересных персон: писателя Дмитрия Быкова, поэта-шансонье Псоя Короленко, блоггера Антона Носика, лингвиста и автор филологического бестселлера «Русский язык на грани нервного срыва» Максима Кронгауза, редактора газеты «Книжное обозрение» Александра Гаврилова. Также в программе участвовали томские проекты «Дом путешественника» и «Нужное действие». В гостях побывали и участники из Новосибирска: Элла Давлетшина, директор фестиваля документального кино «Встречи в Сибири», арт-проекта «Шорохо», фотограф и фотопродюсер Валерий Кламм. За час до начала мероприятия театр был забит людьми. Одни ходили с красными косынками – участники и организаторы, другие, без косынок, - зрители. Повсюду шли бурные обсуждения того, чье выступление все-таки стоит посетить… Так, например, Андрей Мурашов пришел послушать лингвиста Максима Кронгауза и даже купил его книжку о русском языке. Очень важно говорить правильно, следить за тенденциями развития нашего языка – признался Андрей. А вот Марине Квасниковой не терпелось посмотреть фотографии и фильмы, которые должны были показывать в аудитории «Взгляд». Наша же редакция пришли послушать Антона Носика. Около пяти минут поисков нужного зала не дали своего результата, но неожиданно мы столкнулись с главным спикером в коридоре – Антон и сам не знал, куда идти. - Я буду рассказывать стоя, - начал свою речь один из ведущих блоггеров страны. - Начнем с краткого знакомства. Времени у нас всего 85 минут, что очень не маловажно знать курильщикам. Антон Носик – один из ключевых топ-менеджеров IT-индустрии и звезда ЖЖ, так заявляли о нем в пресс-релизе. "В прошлом - вице-президент Рамблера, автор "Ленты.Ру", "Вестей.Ру", "НТВ.Ру" и других популярных русских Интернет-проектов, сейчас он руководитель службы блогов компании "Суп"/ Живой журнал". Сам Носик называет свою должность иначе: Social Media Evangelist, или (в приблизительном переводе) эксперт по социальным СМИ. На томскую «Кухню» его привезли из жаркой Индии. Организаторы и сами до конца не верили, что все сложится, но обстоятельства сложились так, что больше полутора часов Антон размышлял о судьбе блогов в России и отвечал на вопросы слушателей. Блог как он есть - У кого есть свой блог? – задал вопрос Антон и, оглядев зал, продолжил. - В общем, если бы нас рассаживал режиссер, то, судя по поднятым рукам, он бы смог рассадить зал так, чтобы была возможность подраться тем у кого есть блог и тем, у кого его нет. А.Н.: Итак, давайте поговорим, что же такое блог. Это что-то новое или то, чем занимались, но не знали, как назвать? Про блог этот вопрос очень уместный, т.к. существует его исторический термин в 2-х частях. Сначала придумали длинное слово «weblog», что означает «журнал наблюдений за паутиной». Потом кто-то другой предложил разделить «weblog» на 2 слова, но на одну букву левее и получил «we blog» – мы блогаем, при этом не важно, что бы это значило. В результате деления получилось слово блог в значении «Интернет-дневник». Он, в свою очередь характеризуется 2-мя особенностями: 1. Это некий периодический текст, в котором одновременно происходят постоянные хронологические обновления. И самое новое сообщение висит на самом верху, а предыдущее – ниже. Такая иерархия отличается от традиционных Интернет-изданий. В них наверху те материалы, которые редактор считает более значимыми. У блога же организация информации иная: кто последний встал, того и тапки. 2. Блог является комментируемым, в отличие от постановлений правительства и президента РФ. После их публикации не предполагается никакой подписи. Блог же собирает ответные броски в виде комментариев. В ЖЖ они – необходимая часть блогового диспута. Но, тем не менее, существуют и исключения. Так, если мы возьмем корпоративный блог Yandex или Google, а они наиболее читаемые блоги в российском и мировом Интернете соответственно, ни там, ни там комментариев не предполагается. Если бы они появились, то появилась бы необходимость нанять большое количество модераторов, которые бы разгребали все, что туда нагадят анонимные комментаторы, которых не интересует, что написано выше, они просто хотят сказать свое гадкое слово, пользуясь тем, что паспорта никто не проверяет. Поэтому блоги, рассчитанные на миллионную аудиторию, не комментируются. Определению блог соответствовали многие тексты, сущностные потоки, которые выходили за миллион лет до того как придумали слово блог. Они назывались Интернет-дневниками и Интернет-обозрениями. Если мы возьмем российскую реальность, то существовал например, блог «Вечерний Интернет» (с 96-го года), который был вторым блогом, который я вел. Но до блогов потом все додумались. IXBT в 99-м – 2001-м, будучи мелкой частью холдинга Rambler, зарабатывал значительно больше самого холдинга. И этот проект в любом месте смог бы доказать, что он – блог о компьютерном железе. Если вы спросите создателей, не являются ли они блоггерами, они очень удивятся такой мысли, потому как они не стремились ими быть и не думали, как себя обозвать. Тем не менее, это классический техноблог. Есть опасения, что блог со временем может вытеснить книги или прессу. Однако, блог не предлагает себя им взамен, это совершенно другая реальность. Вот, например, редакция обязуется каждое утро выдавать вам информацию в одно и то же время. Блоггер – живой человек, он хочет поесть, погулять, у него своя жизнь, и он не обязуется ничего предоставлять вам в срок. Блоггер пишет тогда, когда считает нужным. И то, что блоги будут читать больше, не является проблемой для прессы, ведь время будет отниматься не у газет и журналов, а у тупых занятий, как то - смотреть в окно, валяться на диване, болтать с соседом. В нашей стране сейчас 30 млн. пользователей интернета, блогов – 3 млн, активно действующих – 40%, читать можно пару тысяч. Так же хочу отметить, что скоро нас ждет ситуация, когда пропускная возможность Интернета будет неограниченной. Сейчас в сети находится 150 млн. русских сайтов. Но, не смотря на такое число, они зачастую дублируются и там всякая фигня. И вот когда не будет ограничений в пропускной способности, а ограничения останутся только по времени, то мы столкнемся с дефицитом информации, т.е. с тем, что читать-то и нечего. Что нового могут принести блоги в нашу жизнь? Да ничего особенного. Если вспомнить книгу Владимира Сорокина 1978 года «Очередь», то она состоит из реплик не прописанных персонажей. Несколько сотен страниц реплик людей, стоящих в очереди неизвестно зачем, неизвестно в каком городе. Эти люди дружат, ссорятся, отходят от кассы и возвращаются… Если на книгу смотреть с позиции современного пользователя Интернета, то, можно сказать, что Сорокин представил миру новую литературную форму, основанную на чатах. Но Владимир Сорокин об этом не думал. Также на блогах, как на способе писать одни посты за другими, основано много дневниковой литературы, включая ту, которую писал Достоевский. Так что в этом смысле блоги ничего не дали. Но если рассматривать их как способ доставки информации к издателю, то он работает. Так многие писатели донесли свои произведения до читателей и издателей. Тут циркуляция более эффективная. Это издание в одном экземпляре, которое быстро расходится, но если "писатель" - граформан, то рассчитывать ему на что-то вряд ли можно (хотя есть люди и с плохим вкусом). Блоги же дают шанс хорошим текстам. Блоги – это форма бизнеса и денег. - Ваши новосибирские коллеги не очень поняли, когда я стал им рассказывать о том, как на блогах зарабатывают деньги, но, раз вам интересно, то мы можем об этом поговорить, - продолжил Антон Борисович свое выступление. По его словам, существует два способа делать деньги в Интернете и медиа. А.Н.: Первое - это производить товар, которым кто-то хочет обладать и выложить его на сайт. Потом кто-то приносит создателю продукта деньги и становится счастливым обладателем этого товара. Второе - раздавать вещи людям бесплатно. Когда вы раздаете вещи людям бесплатно, то за ними приходит большое количество народа. Далее уже можно продавать внимание этого народа. По этой модели функционируют все медиаканалы: ТВ, радио, газеты и журналы, про которые мы наивно думаем, что они живут за счет того, что мы за них платим. На самом деле, с продаж тиража не живет почти никто. Блог – это то же медиа. Сначала кто-то пишет что-то интересное, и появляется читатель. Затем читателей подсчитывают и начинают продавать их внимание – так появляется реклама на страницах дневника, и она-то и приносит владельцу основной доход. Станут ли Интернет-сайты регистрировать как СМИ? Конечно, не обошлось на "Кухне" и без комментариев поправок к закону о СМИ, озвученных сенатором Владимиром Слуцкером. А.Н.: У г-на Слуцкера, по всей видимости, есть проблемы, которые связаны с его бизнесом. И теперь он боится или боялся, что в прессе появятся соответствующие публикации. Далее, возможно, он и столкнулся с их появлением в Интернете, но добиваться удаления материалов никаких оснований нет. Ведь и в газетах это могло появиться, только с ними договорились, а с Интернетом – нет. И вот в голову товарищу Слуцкеру приходит спасительная идея: каким образом сделать так, чтобы в Интернете такое не распространяли. Для этого нужно принять закон, в котором бы говорилось: против Слуцкера писать не будут. При этом такие идеи в разное время посещали разных людей. Например, Юрий Михайлович Лужков, по прозвищу «Кепка», выступал с инициативой "запретить Интернет", т.к. про него там пишут. Много лет подобная сцена повторяется: когда несвежее лицо после вчерашнего читает распечатки из Интернета. И каждый раз эти подвижки затухают - а все ждут продолжения. Соответственно, Слуцкер, который озвучивает инициативу с поправками, воспринимается как «О!» - мы ждали, и это пришло. Но при этом он как был один обеспокоенный данной проблемой, так и остался один. Никто в Совете Федерации РФ больше не имеет такой проблемы. Поэтому проблемы такой нет. Все, кого ни спроси, что в нижней палате, что в верхней (что в средней, если бы она была) реагируют одинаково: - Ну, вот этот законопроект… - Какой? - Ну, про Интернет, где группа депутатов еще… - Какая группа? Фамилии… - Ну, Слуцкер… - А еще? - Слуцкер… - А еще? Вы представляете себе, что нужно, чтобы сейчас закрыть сайт? Вот, например, у вас есть страница, на которой лежит Vista со всеми лицензиями, последняя книга Акунина – Акунин недоволен, а еще там написано про Путина много слов, которые в школе не проходят… Что происходит, если сайт не зарегистрирован как СМИ? Обращение, заявление, звонок в прокуратуру. Оттуда идет звонок в Минсвязи: сайт такой-то нужно закрыть. Минсвязи предписание принимает, смотрит на каком хостинге лежит ресурс, и звонит туда: «Вас беспокоит Минсвязи. Лицензия есть? Есть. Хотите, чтоб еще была? Закрывайте такой-то сайт». Подошли и вырубили. Мы же все тут подневольные, единственная страна в мире, кроме Северной Кореи, где хостинг лицензируется, вот провайдер и вырубает сайт. Но это сейчас. Представьте, что поправка прошла, и такой сайт стал СМИ. Нужно сначала будет получить предупреждение номер «раз», которое оспаривается в суде. Далее например, суд подтверждает его, но следует предупреждение номер «два», «три». После этого в суде рассматривают постановление о закрытии, потом он его, возможно, подтверждает… и только после этого можно закрыть. Кто этим будет заниматься? И только поэтому у нас за все время закрыли только одну газету. Она называлась «День», прошел день, на следующий день вышла газета «Завтра», которая и выходит по сей день. Сейчас в мире огромное количество пиратских сайтов и их легко закрыть. А вот регистрироваться нужно добровольно. Я три раза это сделал и сделал бы еще 20 раз. Это имеет смысл - взять для себя кусок ламината. Ведь человека в Москве без прописки, но с ламинатом никто задерживать не будет, также с ним можно сходить на какой-нибудь там концерт, ну, а раньше это еще и освобождало от НДС. Мелочи, но приятные. Если абстрагироваться от закона, если представить страну без цензуры, то закон о СМИ – бред сивой кобылы, чушь и дичь. Существует конституция, которая гарантирует каждому из нас право высказывать свое мнение беспрепятственно – это свобода слова. И эта свобода слова говорит, что я могу поделиться своим мнением с двумя людьми, а с тремя уже не могу. Я могу рассказать свое мнение 100 людям, сидящим передо мной, но не могу 200, для этого мне придется взять разрешение у какого-то чиновника. Поэтому категория СМИ существовать не может вообще. Если ты разглашаешь государственную тайну, то тебя за это будут судить, даже если ты говоришь это на ушко своей любимой девушке. Если ты оскорбил кого-то в присутствии свидетелей, то против тебя будут иски. Поэтому СМИ, как категория, работает, когда над тобой нависла уголовная статья и надо определиться по какой части тебя судить: первой или второй, с использованием СМИ. СМИ – это, по сути, публичные выступления, но чтобы выступать публично ты же не просишь ни у кого разрешения. Влияние – это как побудительное действие. А.Н.: Разные люди, разные предметы, вещи, увиденные и услышанные, оказывают на окружающую атмосферу разное влияние. Например, 9 июня 2002 года радостные футбольные московские болельщики разгромили сначала Манежную площадь, потом Тверскую, Пушкинскую площади, сожгли ларьки, разломали трамвай, убили милиционера, растоптали и сожгли 100 машин, в общем, было весело. Особенно весело было мне, когда я зашел в магазин «Москва», что на Тверской, книжечку купить. Я стоял и смотрел как витрины бьют битами, а магазин становится уличным. Казалось бы, это было закономерным ответом на гол, забитый в ворота российской сборной японской сборной. Японская сборная не могла не забить в том матче, потому что она была хозяйкой чемпионата. Когда японское посольство говорила своим японцам «сидите дома – будет погром», вся Москва над этим смеялась. А дальше был погром. Ни один японец не пострадал, зато отметелили казахов. Но произошло это не от того, что москвичи забыли какой у евреев разрез глаз в порыве антисемитизма, и не потому, что всем так хотелось посмотреть на российскую сборную в 1/16 финала, вообще дело не в этом. Дело в том, что после матча показали какую-то рекламу, в которой мужик крушит припаркованные автомобили. И после того, как это показали разгоряченной, недовольной, полной негативных эмоций толпе тысяч в шесть, люди захотели это повторить. Потом никто не могу объяснить почему они сожгли несколько сотен машин и как это было связно с голом японцев, которые находились от них за 8000 километров. Вот и авторы ролика разве могли знать, что эта сцена так подействует? Существуют разные спецэффекты, которые не закладываются в стоимость высказываний. Не за все эффекты несет ответственность тот, кто их спровоцировал. Взять случай Алекса Экслера. Экслер высказывает свое мнение не чаще и не реже какого-нибудь идиота, у которого в употребление 3 слова, и одно из них слово «мну». Но так получилось, что мнение идиота интересно только его маме, а мнение Экслера - нескольким тысячам людей. Уместно ли как-то дискриминировать Экслера по сравнению с этим обормотом, только потому что он излагает свои мысли так, что их читают? Мне кажется, нет. Но если он будет писать всякую антиправительственную чушь, то его привлекут по статье, кто бы он там не был – Экслер или Савва Тереньтев из Сыктывкара. Если блоги, которые никого не сподвигают на борьбу. И блоггеры – это не зомби, которые ходят группами и агитируют кого-то. Это люди, у которых есть свое мнение и им, при этом, интересно чужое. И если они не агитируют за войну или голосовать за кого-то, то это не их проблемы - как их воспринимают неуравновешенные личности. А вообще, блоги меняют нашу жизнь. Они делают ее более прозрачной, современной и адекватной. Наиболее заметным проявлением этого являются люди, приходящие в ЖЖ. Например, Евгений Чичваркин, или Прохоров, или Полонский. У людей есть потребность вещать. Они пишут блоги, чтобы их читали, заполняют вакуум информацией, чтобы не давать место слухам: что они хотят, что они читают, делают из блогов полигоны для обкатки текстов или еще чего. ЖЖ интересен тем, кому есть что сказать. Фото: Vadim Grind (Вадим Попадейкин)