Сергей Юрский в гостях у "Версии": Не воспрять, а родиться заново

Московские артисты в нашем городе не такие уж и редкие гости: спектакли с их участием по несколько раз в месяц проходят в БКЗ и Драм Театре. Однако, обычно они бывают только проездом, не удостаивая своим общением томскую публику. В этом смысле прибытие Сергея Юрьевича Юрского было особенным. Артист приехал именно в гости, по приглашению Веры Ивановны Тютриной, и пробыл у нас целых четыре дня. Масштабы творчества Юрского трудно переоценить: снялся более чем в 30 фильмах (среди них такие известные как «Золотой теленок», «Любовь и голуби», «Место встречи изменить нельзя»), поставил несколько фильмов как режиссер («Чернов», «Младенцы в джунглях», «Лысая певица» и др.), написал 15 книг (стихи, рассказы, повести, очерки), сыграл более 60 ролей в театре. Театр – его основная стезя, он трудится на сцене уже 50 лет, и долгое время играл до 29 спектаклей в месяц. Для друзей семьи Тютриных и журналистов была устроена пресс-конференция с артистом. Помещение, где проходила беседа, поражало своей роскошью и монументальностью, впрочем, как и все в «Версии». В благодарность к хозяевам Юрский сделал десятиминутное вступительное слово о частных театрах. Раньше их создание, по мнению артиста, было невозможно. В каждом городе было определенное число государственных театров. Когда же у людей появилась возможность заниматься предпринимательской деятельность, то в первую очередь расцвели рестораны, питейные заведения. В них-то, как дополнение к еде, перекочевало и творчество. Таким образом появились «художественные подвалы», за ними расцвела «эстрадка». И вот только теперь, в последние годы, стали создаваться театры. Юрский был на открытии частных театров в Баку, Вильнюсе, и, наконец, увидел томскую версию частного театра, которую он оценивает, как самую совершенную: – Я только вжимаю голову в плечи, и говорю, что по моим скромным меркам, здесь все есть! Оформление сцены, работа осветительского цеха – абсолютны. Спектакль «Опасные связи», который Юрский смотрел накануне, не показался ему шедевром, но гость оценил умелость и профессионализм молодых актеров. По мнению Сергея Юрьевича «Версия» должна стать средоточием особенностей нашего студенческого города («Здесь может быть и буйство, и юмор, и мысль»). На вопрос о том, что будет представлено томскому зрителю, Сергей Юрьевич сказал, что он еще думает об этом. Компоновка концертов у него свободная, изучая пространство сцены, он варьирует репертуар. И не удивительно, ведь по оценкам самого актера, готовых программ у него на 24 часа непрерывного произнесения – есть из чего выбрать! Главное, в чем он был уверен, что «это будет репертуар XX века». Однако вопросы современных перемен, тревога о вытеснении новым загнивающего старого, колоссальные отличия между XX и XXI веками очень сильно волнуют Сергея Юрьевича: «Дети, родившиеся в XXI веке, совершенно не похожи на нас. Они наши и не наши». Особо ощутил Юрский эти перемены между поколениями при встречах с молодыми интервьюерами. Во время беседы они интересуются не только творчеством, но порой обращаются и с разными интимными вопросами. Первое время актер поражался их знаниям и любознательности, но потом стал замечать, что спрашивают его каждый раз об одном и том же. А «когда вопрос задан, глаза у человека потухают, и он вспоминает следующий вопрос, а работает только диктофон».. Тогда пожилой актер понял, что проблемы, поднимаемые молодыми журналистами, их самих не интересуют – есть некий источник, Интернет, а «эти люди оказываются фактически подключены к одному проводу». К будущему культуры Сергей Юрьевич относится с большой долей скепсиса. Он ценит открывающееся возможности, но считает, что искусство к новому веку потеряло всё: – Я думаю, что остается не воспрять, а родиться заново. Должна быть смерть того, что сейчас есть и воскресение. Без этого не обойтись. Одним из показателей упадка можно считать «омерзительность» нынешних сценариев. По словам Юрского, он отказывается от предложений об участии в съемках примерно два раза в неделю: – Это какое-то интернетное мышление. Сценарии составляются из готовых кирпичей, по готовым лекалам и чертежам. Так можно строить типовые дома, но когда это относится к искусству, исчезает человек. Ничего не получается. Остаются знаковые фигуры. Ты будешь дедушкой этого, ты будешь предатель, предавший того. На этом все останавливается… Кое-что мне, конечно, нравится. Я различаю сериалы очень скверные, невозможные, приличные и даже очень хорошие, но по сравнению с количеством выпускаемого, хороших – очень мало. (Из хороших сериалов Юрский отметил «Тайны следствия» и первые серии «Бандитского Петербурга»). Сам Юрский, несмотря на возраст, продолжает вносить посильный вклад в воскрешение культуры. Сейчас больше всего его интересует кино. В театре он хочет себя ограничивать – возраст уже не тот. Недавно он сыграл отца Бродского в фильме «Полторы комнаты окрестности» и старшего Базарова в фильме «Отцы и дети», снял несколько фильмов для канала «Культура». Следующие его планы связаны с фильмом, который он хочет сделать по своему сценарию. Помимо этого он почти готов выпустить свою шестнадцатую книгу, куда поместит свои рассказы, опубликованную повесть «Выскочивший из круга» и три эссе (о Сталине и сталинизме, о всех видах мусора от бытового до человеческого, и эссе религиозного направления под названием «Врата»)… На вечернем представлении был аншлаг. Все билеты раскуплены. Кругом ходили очень важные, степенные люди. Много бизнесменов, деятелей искусств и даже один ректор. Молодежи – раз-два и обчелся. Когда в зале погас свет, наступила такая интимная тишина, что любой шорох мог кончиться тирадой проклятий от особенно чувствительных персон. На сцене – пустота, стол и два стула. Вышел Юрский и сходу начал читать стихи Пастернака. Потом были его философские рассуждения и речь о «Версии», как на пресс-конференции, но заметно короче. Если честно, то стихи и философию со сцены лично мне, представителю молодого поколения, воспринимать было крайне тяжело. (Не зря Сергей Юрьевич говорил: «Человеческое любопытство сейчас перенасыщено, им предлагают столько, что у них изо рта уже лезет»). Зал внимал Юрскому, и оттого мне становилось еще совестней. Стихи Бродского окончательно выбили меня из колеи… Спас демократичный Шукшин: Сергей Юрьевич читал его рассказ «Психопат» о деревенском библиотекаре Кудряшове. Юрский очень здорово играл диалоги, менял голоса – говорил от лица автора, героев, аскетично отыгрывал сцены. Было смешно и местами грустно. В антракте я расспросил взрослую публику и понял, что люди действительно понимают и любят Сергея Юрьевича. Они искренне восхищались чтением и стихов, и рассказа, и философией. Например, режиссеру Юлии Александровне Ратомской («Новеллы о Томске» и др.), видевшей многие спектакли нашего гостя, Сергей Юрьевич нравился «во всех проявлениях». На замечание о сложности восприятия подобранного им материала, она сказала, что «над творчеством надо трудиться», что чтение книги, просмотр фильма или спектакля – это серьезная и важная работа над собой, а молодежь часто ленится и ищет легкого чтива или зрелища. Вторая часть представления была скомпонована как и первая: вначале шли тяжелые для понимания стихи и рассуждения, затем – легкий рассказ. Читался Евгений Рейн, Дмитрий Быков, а в конце, после рассказа – «автор с шизофреническими нотками» Даниил Хармс. «Браво!» Судя по количеству оваций, публика осталась в восторге от выступления. Впереди у актера еще один день выступлений, мастер-класс в «Колледже культуры» и много-много теплых слов от томских ценителей его творчества. Кстати, на традиционный вопрос о том, станут ли его визиты постоянными, Юрский ответил тоже вполне традиционно: «Я буду приезжать к вам каждую неделю!» Текст: Олег Шевелев Фото: Анна Шевелева