В театре ТЮЗ прошла премьера спектакля по пьесе Григория Ягдфельда "Музыка ночью"

Эта история не о повседневных проблемах человека из разряда стресс, депрессия, измены, вранье и жизнь с двумя женами, что чаще всего на сценах театров представляется в жанре комедии. Это сказка. Сказка о том, что в жизни каждого человека есть чудо, которое может случиться в любой момент. И в него нужно обязательно верить, даже если уже не остается никакой надежды на хэппи энд. Сказка по определению постановщика спектакля – это атмосфера ожидания праздника. Семейный спектакль под названием «Музыка ночью» специально для томского ТЮЗа поставил питерский режиссер Тимур Насиров, с которым директор театра Светлана Бунакова познакомилась на престижном конкурсе детских спектаклей «Арлекин» в прошлом году. -Для нашего театра это новый виток. – Делится директор ТЮЗа Светлана Бунакова. – Дело в том, что наш театр был основан питерцами, и труппа была оттуда же, потом они конечно уехали. Прошло много лет. У нас были разные постановщики, и вот снова возобновляется сотрудничество с режиссерами из северной столицы, и начало этому положил Тимур Насиров. Пьеса, по которой поставлен спектакль «Музыка ночью», была написана в 1980 году, человеком, которого знаком всем с детства, но имени его практически не знает никто. Григорий Ягдфельд, автор «Волшебной лампы Аладдина», был запрещен в 1946 году, вместе в Ахматовой и Зощенко. И свои произведения ему, чаще всего, приходилось выпускать свои произведения под именами соавторов. Сцена томского ТЮЗа стала первой, где поставили «Музыку ночью». Хотя большое количество театров брали эту пьесу к постановке, но так и не воплотили задуманное в жизнь все из-за того же запрета. Сегодня, когда цензура советского времени отменена, режиссеры могут без страха браться за произведения Григория Ягдфельда. - Конечно, пьесу пришлось подредактировать, сократить.- Отмечает режиссер спектакля Тимур Насиров. – Дело в том, что действия происходят в 1943 году и для современного человека некоторые моменты того времени будет сложно понять. Эта пьеса мне нравится тем, что нигде больше я пока не видел, чтобы так тепло говорили о маме, детях. Заметьте, в этой пьесе нет ни одного отрицательного героя. - Да, и это так важно для нашего времени тотальной войны. – Тут же подхватывает разговор директор ТЮЗа Светлана Бунакова. - Даже не смотря на то, что «Музыка ночью» была написана в прошлом веке, она вполне актуальна на сегодняшний день для мира, в котором столько зла и агрессии. Надеюсь, что хотя бы после этого спектакля люди задумаются над ценностью семьи и огромной доброй любви. В этой сказке чудеса, обычно, случаются ночью, даже не смотря на то, что за окном идут военные действия. Герои пьесы являются их непосредственными участниками, но они не впадают во всеобщую панику, а стараются сохранить в своем доме атмосферу спокойствия и семейной радости. Так, ночью, за несколько часов до отправления одного из сыновей на фронт, в доме раздается озорной смех, герои играют в догонялки и вспоминают детство. Большую сказочность пьесе придает обыкновенный, с первого взгляда, платяной шкаф. Но на самом деле он волшебный – в нем живут человечки, которые отвечают за музыку звучащую в доме ночью. В пьесе Григория Ягдфельда этих персонажей нет, их придумал Тимур Насиров. - Вспомните свое детство: вы засыпаете и смотрите на шкаф. Вам кажется, что там блестят чьи-то глаза. На самом это замки на чемодане. И они отблескивают в лунном свете, но вам кажется, что это чьи-то глаза. В детстве все время кажется, что в доме кто-то есть. На такие мысли наводят постоянные шорохи, скрипы, стуки. – Рассказывает режиссер-постановщик Тимур Насиров. - А этот дом - он особый. Один из персонажей говорит: «У вас такой дурацкий дом, что всякий раз, когда я сюда прихожу, у меня ощущение, что вы мне предложите играть в прятки и что я соглашусь». Каждый человек, попадающий сюда, становится ребенком. Это чудо. Поэтому в этом доме не могут не жить человечки. Человечки из волшебного шкафа следят не только за тем, чтобы из крана капала вода, тикали часы, но и чтобы в доме была радушная и счастливая атмосфера. Поэтому, когда война забирает один за другим у матери троих детей и в доме перестает звучать музыка добра и любви именно человечки идут на фронт, чтобы спасти их, чтобы в доме снова заиграла музыка. - Спектакль называется «Музыка ночью», потому что ночью все мы расслабляемся, доверяем друг другу, общаемся о самом сокровенном. Эту волшебную музыку человеческих отношений днем не успеваешь услышать. Мир вокруг - это музыка. Ее чувствуют все, у каждого она своя, в каждом доме она разная, но не все отдают себе в этом отчет. Как говорит сам Тимур, эта пьеса не для классического тетра, где персонажи уходят за кулисы между сценами. В этом спектакле герои постоянно ходят по залу и даже иногда сидят на одном ряду со зрителями. Так режиссер постарался создать для зрителей эффект присутствия. - Наши герои на протяжении всего спектакля уходят и приходят в дом. А откуда и куда они постоянно идут. Это естественно, что на улицу. И чтобы зритель это прочувствовал, понял, что персонаж за время его отсутствия не переодевался в гримерке, а был реально на улице. Ведь у зрителя появляется мысль: «Ага, раз он пошел через зал, значит дальше будет гардероб и потом выход на улицу». – Рассказывает Тимур Насиров. - А когда артист один раз прошел через зал зритель воспринимает это странно: «Куда это он пошел?». А потом привыкает и персонаж для него становится родным, близким. Сотрудничая с разными театрами России, Тимур Насиров придерживается основного правила - не повторять постановки. Поэтому спектакль «Музыка ночью» по пьесе Григория Ягдфельда можно увидеть только на сцене томского ТЮЗа и на фестивалях, в которых будет принимать участие этот театр. «Музыка ночью» в ТЮЗе играется двумя составами. И как отмечает режиссер, из этого получается два абсолютно разных спектакля. И он советует посмотреть оба этих варианта одной пьесы. Таким образом, признается Тимур Насиров, ему вместе с актерами удалось создать полифанию, когда каждый поет свой голос, не повторяя чужого. И от этого «Музыка ночью» звучащая на сцене в каждый раз разная. Текст: Любовь Генчель Фото: из архива театра ТЮЗ