Орган для детей: прикоснуться к инструменту может каждый

Звучит орган. К нему присоединяется кларнет. А в зале этот дуэт слушают не только взрослые ценители музыки, но и дети. Кто-то из ребятишек замирает, вслушиваясь в мелодию, кто-то из малышей носится по залу, убегая от мамы. Но сегодня маленьким зрителям можно вести себя неидеально – в Органном зале Томской филармонии идет детский концерт. Такие программы проводятся каждые две недели, в воскресенье в 12-00. На концерте ребята знакомятся с музыкой, а после могут разглядеть поближе и сам орган.

После программы на сцене стайка детей. Они окружили место органиста и аккуратно, с волнением и любопытством, пробуют нажать клавиши этого загадочного, огромного инструмента. Многие фотографируются на сцене. Знакомство с органом становится событием.

Вот девчонки из школы олимпийского резерва по спортивной гимнастике. Они пришли на концерт вместе со своим хореографом и впервые слушали орган живьем. Впечатлений много, и гимнастки эмоционально делятся ими:

- Никогда раньше не видела орган, очень интересно!

- А какие здесь люстры красивые! И окна! Очень нарядный зал!

- Я обычно современную музыку слушаю, но на концерте было совсем не скучно!

Один из видов гимнастический соревнований – вольные упражнения – исполняется под музыку. Большинство девчонок выступают под классику, и услышать мелодии «своих» композиторов живьем для них было вдвойне интересно.

Детские концерты – идея для филармонии не новая, здесь всегда старались предложить юным слушателям специальные программы.

- Традиция работы с детской аудиторией у нас очень давняя, - рассказывает Василина Сыпченко, музыковед, ведущая детских концертов. – Мы часто выезжаем в школы и в область с детскими программами, знакомим их с различными инструментами. Есть серия ознакомительных концертов и в органном зале. Как именно составляется программа? Во много она зависит от исполнителя, он всегда приглашенный, своего органиста в филармонии нет. Те, кто к нам приезжает, обычно имеют опыт работы с юной аудиторией. Конечно, учитываются возрастные особенности восприятия – орган непростой инструмент с огромным количеством тембров. С одной стороны, он забирает внимание детей своей звуковой мощью и необычным видом, с другой - произведений для юных слушателей для органа не писал никто. Так что составить программу нелегко, обычно мы тщательно обсуждаем ее с органистом, благо при современных средствах связи общение на расстоянии не проблема. А когда уже известен музыкальный материал, то я начинаю работу над текстом.

Наталья Багинская, органистка из Новосибирска, часто выступает в Томске. И в Новосибирске, и в нашем городе ей не раз доводилось играть для юной аудитории.

- Для удачной детской программы очень важна команда, – уверена Наталья Багинская. – В Новосибирске бывают детские концерты, где я одновременно и ведущий, и исполнитель. Приходится одновременно думать о разных вещах - помнить все исполнительские нюансы и чувствовать зал. Одному тяжело. Однажды у меня была программа, которая предполагала участие слушателей, чтобы они подыгрывали мне на бубне и маракасах. Тогда я столкнулась с проблемой – на сцену хотели очень многие, и те дети, кого я не пригласила, плакали. Пришлось пообещать, что все желающие смогут сыграть после концерта. В итоге после программы дети еще час музицировали. В Томске мне очень нравится, как складывается наше сотрудничество с Василиной. Она легко находит общий язык с любым залом, и мне приятно играть, потому что можно ни на что не отвлекаться и сосредоточиться только на музыке. Считаю, для ведущего важно чувствовать детскую энергетику – как они себя ведут, реагируют на музыку, когда с ними нужно поиграть, поговорить, привлечь внимание. Василине это здорово удается. Рассказы ведущего между музыкальными произведениями на концерте играют особую роль. Ведь юных слушателей надо заинтересовать!

- Я уже более 10 лет веду детские концерты. И знаю - если я буду рассказывать, например, об особенностях музыкального языка Иоганна Себастьяна Баха, то детям это покажется непонятным, сложным и скучным, - считает Василина Сыпченко. – А истории о том, что Бах в детстве украдкой смотрел ноты своего старшего брата или в подростковом возрасте ходил за 400 км на концерты – такую информацию дети «поймают».

Каждый слушает по-своему

Репертуар детского концерта не обязательно должен состоять только из простых вещей.

- Есть мнение, что детям надо слушать только известные несложные произведения, я думаю, оно ошибочно, - признается Наталья Багинская. – Дети, напротив, очень хорошо воспринимают все новое. Поэтому я стараюсь не выбрасывать из репертуара пласт современной музыки, хотя и чередую его с классическими, знакомыми мелодиями. Так что у репертуара для детских концертов нет ограничений, но важно, чтобы у программы была некая общая, объединяющая идея. Дети всегда это чувствуют.

Правда, полностью захватить внимание совсем юных слушателей все равно не удается – в зале обычно находятся несколько малышей, кто в силу возраста, или темперамента, или воспитания просто не в состоянии весь концерт спокойно сидеть на своем месте. Музыканты говорят, что нормально переносят такое детское восприятие – каждый по-своему слушает. И тот, кто бегает по залу, возможно, даже получит более сильные музыкальные впечатления. На концерте для детей такое поведение нормально – главное, чтобы совсем маленьких ребятишек не приводили на серьезные взрослые концерты, где малыш помешает остальным слушателям.

- С какого возраста лучше начинать знакомить ребенка с органной музыкой? Специалисты считают, что общего правила здесь не существует.

- Это зависит от многого - какой у ребенка уровень интеллектуального развития, насколько ребенок готов воспринимать что-то новое… Прежде всего, зависит от семьи. Есть дети, которые в три года прекрасно воспринимают концерты, а некоторые и в десять лет не смогут спокойно слушать музыку, - отмечает Василина Сыпченко. - Вообще считается, что уже грудному ребенку можно слушать записи органной музыки. И медиками, а также психологи-музыканты давно пришли к выводу, что беременной женщине полезно слушать музыку и бывать на концерта, где исполняют классику. С какого возраста ребенка стоит водить на концерты, виднее всего родителям. Если малышу трудно слушать музыку целый час, можно для начала приходить на 15 минут, а потом тихонько покидать зал.

В Европе классическая музыка сегодня очень популярна – считается хорошим тоном ходить на концерты, а на фестивалях постоянно собираются аншлаги. И неудивительно такое внимание к концертам. Живая музыка – это совсем другое, нежели чем запись исполнения того же произведения. В зале другие вибрации, другая энергия, которой обладает только живая музыка, рождающаяся здесь и сейчас. Запись и концерт – это примерно как репродукция и подлинник картины. Так что впечатление от концерта у юного слушателя будет совсем другим. О пользе сомневаться не приходится: давно доказано, что классическая музыка, и в том числе орган, влияет на формирование человека – на его отношение к жизни, интеллектуальное развитие, вкус (потом человек может слушать вовсе не классику, но уже сумеет оценить качество музыки любого жанра). Правда, конечно, дело не только в музыке.

- Пусть дети знакомятся с разными видами искусства, любой момент приобщения всегда важен, - уверена Наталья Багинская. – Такие эмоции не проходит даром, даже если ребенок воспринимает искусство еще только на интуитивном уровне. Я, например, до сих пор хорошо помню, как папа в детстве водил меня в картинную галерею. Сейчас мне нравятся другие художники, но детские впечатления от картин, от похода в музей все равно сильны.

Взрослым тоже интересно

На детские концерты приходят не только юные слушатели со своими родителями, бабушками-дедушками. Некоторые взрослые посещают концерты «для себя» - они ценят программы за познавательность. На вечерних концертах уже ничего не рассказывают. Те, кого в детстве родители не приводили в органный зал, теперь наверстывают упущенное.

Некоторые и детей своих водят на концерты в первую очередь потому, что им самим интересно:

- Раньше я была далека от классической музыки, а в этом году сходила с дочкой Катей на концерт, и нам обеим очень понравилось, - говорит Яна, одна из зрителей. - Для меня такие концерты – это совершенно новые впечатления. Прежде я на подобных не бывала, пришла благодаря ребенку и скоро, наверное, начну посещать и взрослые концерты. Кате 7 лет, она ходит в музыкальный театр, и вот мы и решили в этом сезоне ходить на концерты. Тем более, сейчас удобное расписание – детские программы каждые две недели.

- Я была уже на трех концертах, слышала орган с мандолиной, с роялем и с кларнетом. Пока больше всего понравился кларнет, - делится впечатлениями Катя. – Мои подружки классическую музыку не слушают, и удивлялись, что мне нравится, но потом одна из девчонок тоже посетила концерт и теперь меня понимает.

Следующий концерт для юных слушателей в Органном зале из-за праздников будет не в воскресенье, а в субботу, 6 ноября. На этот раз прозвучат орган и рояль. На рояле для томских ребят сыграют…тоже дети, ученики Натальи Багинской.

Текст: Мария Симонова

Фото: Алена Кардаш