В Драматическом театре состоялась премьера спектакля "Каштанка"

Произведения Антона Павловича Чехова в России уже многие десятилетия не сходят со сцены – классик остается актуальным. А в 2010, в год 150-летнего юбилея, постановки, фильмы и даже перфомансы, связанные с Чеховым, стали возникать с удвоенной частотой. Вот и в Томске пришел черед чеховской премьеры – «Каштанку, или Забытые письма» в драматическом театре поставила заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Украины Татьяна Аркушенко. Правда, она говорит, что совпадение с круглой датой случайно – давно была идея постановки, а теперь нашелся и удачный повод. Знакомый всем с детства рассказ классика о собаке Каштанке (жила у столяра, потерялась, попала в цирк, во время выступления увидела прежнего хозяина и вернулась к нему) часто привлекает режиссеров. Вариантов истории было много. Кто-то из режиссеров считает вещь детской и ставит сказку, стремится создать красивое, яркое шоу с цирковыми номерами. В соседнем Новосибирске жизнь Каштанки в цирке представили как сложную борьбу за место под солнцем «маленького человека», волей судьбы оказавшегося в большом мире шоу-бизнеса. Но в Томске получилась самая неожиданная интерпретация рассказа. Когда в начале спектакля на сцене появляется утонченная, лиричная и вдохновенная дама в белом (Елена Дзюба), похожая на героинь чеховских пьес, то вначале удивляешься – в «Каштанке» же таких образов не было! А затем оказывается, что история про Каштанку переплетается с сюжетом из биографии самого автора. Антон Павлович много лет дружил с начинающей писательницей Лидией Авиловой. Они оживленно переписывались, и в одном из писем Лидия сравнила себя с Каштанкой. Так возникает связь между двумя с первого взгляда совершенно непохожими историями. Чехов и Авилова познакомились случайно, на приеме у издателя. Как потом вспоминала в мемуарах «А.П. Чехов в моей жизни» писательница, оба испытали такое потрясающее чувство родства душ, что расставаться им уже не хотелось ни на секунду. Но эта дружба не переросла в нечто большее. Авилова вышла замуж за надежного и далекого от творчества человека, хотя потом часто сомневалась в правильности своего решения. О своих чувствах к будущему классику она написала в рассказе «Забытые письма». Антон Павлович признаний об отношение к Лидии Алексеевне нигде не писал. Но известно, что Чехов, не скрывающий своего презрения к пишущим женщинам, попросил Авилову непременно присылать ему свои произведения и всегда находил время на редактуру текстов начинающей писательницы, не скупился на советы, помогал с публикациями. История этих сложных и не свершившихся отношений разворачивается в большом зале драмтеатра, но максимально близко к зрителям – их тоже размещают на сцене. В весьма ограниченном пространстве действует большой актерский ансамбль – в спектакле заняты заслуженные артисты РФ Елена Козловская, Владимир Тарасов, заслуженный артист Крыма Виктор Литвинчук, актеры Евгений Казаков, Елена Дзюба, Олеся Сомова, Галина Савранская, Елизавета Сергеева, Антон Антонов, Евгений Быков, Артём Киселёв, Максим Коваленко, Владимир Козлов, Иван Лабутин, Вячеслав Радионов, Александр Шрейтер, Иван Юрчук, а также студенты актерских курсов ТОККИ. Перед зрителями то гостиная богатого дома, то сани, на которых разъезжаются по домам герои, то «среда обитания» Каштанки (Олеся Сомова): столярная мастерская, а затем и цирковая арена (художник спектакля - заслуженный работник культуры России Любовь Петрова). И в двух, казалось бы, непохожих мирах – один герой. Чехова и клоуна месье Жоржа играет Евгений Казаков (актер из Северского театра для детей и юношества, приглашенный на эту роль). И его герой совершенно не похож на стереотипный образ меланхоличного серьезного классика с бородкой и в пенсне. Он может быть эмоциональным, решительным, увлеченным и искренне растерянным. И в такой версии истории финал, возвращение Каштанки домой, ее выбор однообразной привычной жизни уже смотрится совершенно по-новому. Текст: Мария Симонова Фото: Алена Кардаш