Аркадий Шилклопер: человек с валторной, альпийским рогом и говорящей фамилией

Ответ на вопрос, откуда пошла его фамилия, он искал десятки лет. Каждый раз, когда оказывался за границей — в Германии, Швейцарии, Голландии — заходил в телефонные будки и штудировал телефонные справочники: на “S”, “Sh”, “Sch” - ничего похожего. Пытался найти зацепки в Израиле, в Музее фамилий — тоже безуспешно. И лишь недавно, в Виннице, старый раввин рассказал ему, что когда-то служил при синагоге человек, которого звали Щильклопфер (от слов «Schild» - щит, «Klopfen» - стучать) — глашатай, в обязанности которого входило будить при помощи громкого стука по металлическим предметам прихожан на утреннюю службу. Так что всемирно известный музыкант Аркадий Шилклопер фамильному амплуа соотвествует вполне: он тоже при помощи металлических инструментов — валторны, горнов и рожков всех форм и размеров — побуждает публику ко встрече с прекрасным. Причем, делает это довольно успешно — гастрольный график валторниста настолько плотный, что включает в себя до сотни выступлений в год. Но это сейчас. А вначале... Вначале было слово. Напечатанное на партитуре, которую ему, 6-летнему пацану из Кунцево, вручил руководитель духового оркестра из местного дома пионеров. Слово это было «валторна». Маленький Аркаша Шилклопер был заинтригован. В кунцевском пионерском оркестре валторн не было, и партию неизвестного инструмента он должен был играть на обычном альтгорне. На вопрос: «какая она, валторна?» - руководитель оркестра Александр Сергеевич Радионов (которого все, конечно, звали Пушкин) попытался дать исчерпывающий ответ на пальцах, нарисовав в воздухе замысловатую загогулину. Чуть позже представился случай познакомиться лично — кунцевские давали концерт в Киевском районе. В местном ДК тоже был оркестр — побольше, и инструментами снабженный получше. Там-то, в укромной каптерочке, запертой на замок, Александр Сергеевич и углядел за зарешеченным окном висящую на гвоздике валторну. Подозвал Аркашу, поднял его на руки и произнес: «Вот она, твоя красавица» Этот образ красавицы, заточенной в темницу, так поразил воображение юного Аркадия Шилклопера, что он решил непременно ее оттуда вызволить, вывести в свет и сделать любимицей публики. И ему это с блеском удалось — с инструментом, который, в общем-то, довольно капризен в обращении (звук должен пройти около пяти метров по изгибам валторны, потому валторнист должен работать «с опережением», чтобы не отставать от товарищей по оркестру) Аркадий Шилклопер уже много лет солирует по всему миру. Впрочем, несмотря на то, что первая любовь — сильная самая, валторне маэстро Шилклопера приходится мириться... с рогами. Сейчас у Аркадия в его «хорнологии»: альпийский рог, охотничий рожок — корно-да-каччо, флюгельгорн, мелофон — гибрид валторны и трубы. С последним на публику Аркадий еще не выходил, а вот корно-да-каччо сейчас у него в фаворе — этот инструмент, подаренный ему в 90-х, 15 лет пролежал у него дома без дела, пока однажды, взяв его в руки, маэстро не понял — этот рожок создан не только для музыки в стиле барроко, с ним и джазовые импровизации убедительно звучат. Долгая притирка характеров была и с альпхорном — четырехметровым альпийским рогом, который, при умелом обращении, славен своей вибрацией и неповторимыми обертонами. «У тебя натюрталант!» - сказали друзья-французы Шилклоперу после того, как он, интереса ради, попытался наиграть на гигантском инструменте мелодию собственного сочинения. Аркадий комплимент принял сдержанно, но рог себе, на всякий случай, приобрел. Правда, не оригинальный деревянный, а телескопический, из карбона, который легкий, как перышко, и разбирается на 10 составных частей для удобства перевозки. В разобранном состоянии альпхорн пролежал у Аркадия несколько лет — потолки в квартирах невысокие, так что репетировать дома не с руки было. Но час альпхорна пробил, и теперь без него не обходится практически ни одно выступление: это и этническая музыка, это и шоу — как правило, тщательно подготовленное. Так, например, номер с непрерывным — в течение нескольких минут — выдуванием из рога звука: звук идет ровный, красивый и не понятно — как же он дышит, ведь вдыхать и выдыхать одновременно нельзя? Можно, утверждает Аркадий Шилклопер, и тем, кто впечатлился, предлагает попробовать подуть через коктейльную трубочку в стакан с водой. Правда, честно предупреждает, что получится не сразу - ему для этого фокуса потребовались пара-тройка лет тренировок. Кстати, к слову «импровизация» маэстро Шилклопер вообще относится с осторожностью. По его мнению, людей, способных творить прямо во время концерта, в мире — единицы. Большинство же лишь подтверждают выверенный за много лет Шилклопером тезис, что импровизация — самое слабое звено в джазовой музыке. Потому лично для себя Аркадий ввел термин «компровизация» - сочиненная заранее и уже отрепетированная вариация на тему. Так что импровизаций и, соответственно, слабых мест во время концертов с томским джаз-бэндом ТГУ-62 не было. Была качественная музыка, местами этническая, по большей части авторская — этакое путешествие по странам и континентам, с отточенными «компровизациями». Времени на то, чтобы сыграться с томским оркестром, маэстро из Германии хватило: ведь к приезду Аркадия Шилклопера в ТГУ-62 начали готовиться за месяц — по совету и под чутким руководством другого Аркадия с не менее говорящей фамилией Ратнер - «Советник». Текст: Лариса Шевчук Видео: "От винта"